Коммуникации в организационном контексте включают
взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи
сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная
коммуникация — это процесс, с помощью которого руководители развивают систему
предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным
индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом
в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать
необходимую информацию на всех уровнях управления.
Значение коммуникаций
1. руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно
данным многих экспертов, на это уходит 75—95% времени руководителей. Поэтому
они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
2. коммуникации необходимы для эффективности управления;
3. коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения
воли руководителя;
4. хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению
организационной эффективности. Если организация эффективна в области
коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или
организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача
информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль
поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная
соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника,
например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании,
коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает
мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано,
как улучшить работу, и т. д.
Модели коммуникации
Коммуникация в организациях - это сложный и динамичный процесс. Он может
рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В
зависимости от этого и различаются модели коммуникации.
Коммуникация как действие. В этой модели источник коммуникации
разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в
сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя
информации, который их расшифровывает ил и интерпретирует.
Коммуникация как взаимодействие. Введение элемента обратной связи
ознаменовало переход ко второму типу модели - коммуникации как взаимодействия
(рис. 13.3). Данная модель неоднократно критиковалась за неточность. Более
поздние модели были разработаны таким образом, чтобы отражать весь процесс и
динамику коммуникаций между людьми.
Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более
полными, поскольку отражают коммуникацию как процесс. Наиболее важное отличие
состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный
или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что
человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источника, и
получателя информации.