Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм и
методов руководства производственно-сбытовыми операциями развивается по ряду
конкретных направлений. В качестве основных из них можно назвать следующие.
1. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С
этой целью в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются
полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за результаты
своей работы.
2. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций.
Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний
нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное
продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах
рискового финансирования.
3. Де бюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной
отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры,
включая распределение акций среди персонала и образование предприятий,
|
|
находящихся в коллективной собственности их работников.
Направления развития:
Ориентация на предвидение. Организация может обеспечивать оперативные,
независимые и ответственные действия своих работников, только когда предвидение
будет служить общей базой для принятия решений, представлять для работников
цель, на достижении которой они могут сосредоточить усилия.
Интеграция и перекрещивание функций. Традиционная функциональная
организация охватывает такие отдельные сферы, как маркетинг, производство,
научные исследования, опытно-конструкторские разработки и др. Организация
управления в XXI веке, судя по всему, будет иметь форму матрицы, поскольку ни
одно важное решение не сможет приниматься, если оно не будет предусматривать
интеграцию и координацию целого ряда функции.
Глобализация. Рост производственных и технологических возможностей во
всем мире, всеобщность потребительских и ресурсных рынков требуют глобальной
организации действий. Фирма не может только производить или экспортировать
товары в другие страны. Она должна иметь глобальную стратегию, которая
позволяет действовать в ряде стран на любой стадии цепочки по созданию
добавленной стоимости. Распространение информационных технологий. Фирма
будет в значительной мере зависеть от использования информационных технологий
в интересах повышения эффективности операций и принимаемых решений, достижения
устойчивых конкурентных преимуществ на рынке..
Ориентация на акционера. Компания не сможет функционировать как закрытая
|
|
организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей.
Менеджмент по-прежнему будет уделять преимущественное внимание акционерам
компании, но интересы других держателей капитала также станут одним из
приоритетов корпоративного управления.
Гибкость и адаптивность. Организация XXI века будет быстро
адаптироваться к изменениям отраслевых рынков и внешней среды. Адаптивность
как важнейшее свойство организации будет обеспечиваться целенаправленным
обучением и тренировкой работников, включением самоанализа в процесс
деятельности. Частью обучающейся системы организации станут последовательное
экспериментирование, применение соответствующих средств оценки деятельности.
Ведущая роль клиента. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей
клиентов останутся ключевыми факторами. Компании должны будут воспринять этот
подход как постоянное условие принятия решений в области бизнеса.
Ориентация на создание добавленной стоимости и качество работы. Чтобы
быть конкурентоспособными, компании должны быть уверены в том, что их
деятельность обеспечивает создание добавленной стоимости. Ускорение выхода
продукции. Конкуренция, основанная на времени, является относительно новым
и весьма важным параметром бизнес-стратегии. Компании-лидеры придают все
большее значение оперативности бизнеса при создании гибких и мобильных
организаций. Конкуренция, основанная на времени, является решающей в ускорении
развития и организации производства новых продуктов.