Процесс рождения — это тяжелый, переломный момент в жизни младенца. Не случайно специалисты говорят о кризисе новорожденности, или родовом кризисе. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно другие условия (в отличие от внутриутробных): температурные (холодно), по освещенности (яркий свет). Воздушная среда требует иного типа дыхания. Возникает необходимость смены характера питания (кормление материнским молоком или искусственное питание).
Приспособиться к этим новым, чужеродным для младенца условиям помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность.
Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.
|
|
Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов - важный момент в психическом развитии ребенка. На их основе происходит развитие ориентировочного рефлекса «что такое?».
По данным A.M. Фонарева, уже после 5—6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения.
К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1—2 мин. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка, которая в первые недели его жизни имеет хаотический характер.
Особенности новорожденного:
1. безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения.
2. развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений.
Необходимое условие нормального психического развития новорожденного: упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Источник этих впечатлений – ВЗРОСЛЫЙ.
Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название " комплекс оживления" – это первая социальная потребность ребёнка.
|
|
Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития - младенчеству (до конца первого года).
Социальная ситуация развития: беспомощность, полная зависимость от взрослого.
Ведущая деятельность: отсутствует
Новообразования:
- инстинктивная психическая жизнь,
- отделение сна от бодрствования,
- выделение взрослого из окружающей действительности, появление ответной реакции на воздействие взрослого (эмоциональная реакция, улыбка)
- появление новой формы поведения – комплекса оживления.
- развитие органов чувств.
2.Младенчество (период развития от 1 мес. до 1 года) заканчивается кризисом 1 года.
Социальная ситуация развития: беспомощность ребёнка, взрослый - центр ситуации развития ребёнка. Л.С.Выготский назвал социальную ситуацию развития в младенчестве "МЫ" (противоречие ситуации: ребёнок не имеет средств воздействия на взрослого, но максимально зависит от него).
Взрослый обращается с ребёнком так, как будто он всё понимает, вызывая его на общение, появляется первая деятельность ребёнка.
Ведущая деятельность: эмоциональное общение со взрослым. Инициатором выступает не только взрослый, но и ребёнок. Общение носит ситуативный и непосредственный характер (т.е. осуществляется в конкретной ситуации). Речевого общения нет.
От 1до 5-6 мес – ситуативно-личностное общение.
От 5-6 мес до 1 года – ситуативно-деловое (общение по поводу предметов и действий с ними). Ребёнок овладевает хватанием, установлением зрительно-моторных координаций (рука-глаз), удерживает предмет и способен им манипулировать, что создаёт основу для развития манипуляций с предметами. Появляются "круговые реакции" (Ж.Пиаже) – цепи одинаковых повторяющихся действий.
После 7 мес. соотносящие действия (закрывание коробочек).
После 10 мес. функциональные действия – использование предмета по его назначению (катание машинки, бьет по барабану). Но ребёнок так действует только с тем предметом, с которым научился (отсутствует перенос действия на другой предмет).
Зарождаются предпосылки развития речи. Понимание, затем собственная речь.
К концу младенческого возраста тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счёт появления новой деятельности – предметной. Дальнейший "разрыв" обусловлен освоением ходьбы, развития самостоятельности ребёнка.
Новообразования:
- возникновение первых форм общения со взрослыми;
- начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
- появление социальных эмоций, направленных на взрослого;
"Страх расставания" – 7-11 мес.
- появление активности в общении;
- особенности познавательного развития.
Восприятие:
1. совершенствование зрительного сосредоточения (3 мес – 7-8 мин)
2. прослеживание движущихся предметов;
3. 4 мес. – активная реакция на увиденное;
4. ребёнок воспринимает форму предметов, выделяет контур. Развитие пространственного восприятия (глубины пространства).
Наглядно-действенное мышление:
1. действует методом проб и ошибок.
2. формирование некоторых представлений
Память: включаются механизмы памяти, её простейший вид – узнавание, затем воспроизведение.