(от 1 года до 3 лет)
Основные достижения возраста: прямохождение; предметная деятельность; речевое общение; осознание самого себя "Я сам".
Социальная ситуация развития:
1. разрушается ситуация непрерывного единства ребёнка и взрослого – ситуация "МЫ" (Л.С.Выготский);
2. психологическое отделение от матери;
3. появление основ самосознания.
4. Противоречие социальной ситуации развития в том, что ребёнок не может сам "открыть" функции предметов, этому обучает ребёнка взрослый.
Ведущая деятельность: предметная деятельность посредством ситуативно-делового общения. Ребёнок поглощён предметом, не может оторваться от него. Для ребёнка окружающие предметы – это вещи с определённым назначением (ложка, чтобы есть и т.д.).
Развитие предметного действия в 2-х направлениях:
- переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному (взрослый – образец);
- развитие средств и способов ориентации самого ребёнка в условиях действия.
На 1-х этапах действие и предмет тесно связаны (не может "причесаться" палочкой), затем действие постепенно отделяется от предмета.
3 фазы развития вязи действия с предметом:
1. ребёнок может выполнять с предметом любые действия;
2. предмет употребляется только по прямому назначению;
3. свободное употребление предмета, но на др. уровне: ребёнок знает основную функцию предмета.
Особое значение имеют соотносящие и орудийные действия.
- соотносящие действия – действия, цель которых в приведении 2-х или нескольких предметов в определённые пространственные взаимоотношения (пирамидка из колец, закрывание коробок крышками)
- орудийные действия – действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другой (орудия - ложка, чашка, совочек, лопатка, карандаш).
В раннем возрасте (на 3-м году жизни) зарождаются новые виды деятельности: игра; продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Предпосылки игры - внутри предметной деятельности, при овладении действиями с игрушками.