В раннем возрасте усложняется общение со взрослым, расширяется доступная сфера деятельности. НОВОЕ средство общения – РЕЧЬ!
Активно использовать речь побуждает потребность в совместной деятельности со взрослым. Развитие коммуникативной и обобщающей функции речи.
3 периода в становлении коммуникативной функции речи:
1. главный компонент – ПРЕДМЕТ.
2. главный компонент – ВЗРОСЛЫЙ
3. главный компонент – СЛОВО.
Постепенно исчезает автономная речь.
СЛОВАРЬ
1,2 г. – 1,3 – подражание взрослому по инициативе ребёнка, р. повторяет за взрослым слова, фразы. Слово не имеет обобщённого значения (чашка – это конкретная чашка).
1,6 – появляется обозначение словом группы сходных предметов. Появляются глаголы (связано с развитием предметной деятельности).
2 г. – многочисленные вопросы о названиях предметов.
3 г. – обобщённое значение слова.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
1,3 – 1,8 – слово выполняет функцию целого предложения: "мама" + жест рукой = мама, дай чашку.
1,8-1,10 – двусоставное предложение: "Мама, ням-ням". Затем более 2-х слов.
|
|
Окончания слов изменяются.
На 2-м году жизни – ситуативная речь, речь, понятная только в конкретной ситуации.
2 года – описательная речь – ребёнок называет всё, что видит (в деятельности, игре).
Активно развивается понимание речи взрослых. К 2 годам ребёнок воспринимает и различает все звуки родного языка.
На 3-м году жизни речи начинает выполнять регулирующую функцию (затормаживающее действие). Развивается речевое внимание, сосредоточенность на содержании речи.
Зарождение самосознания
К 2 г. ребёнок начинает узнавать себя в зеркале (пример с красным пятном на носу). Узнавание – простейшая, первичная форма самосознания.
Затем ребёнок начинает называть себя по имени в третьем лице, а затем (к 3 г.) появляется местоимение "Я".
Появляется первичная самооценка, она зависит от успешности деятельности. Ребёнок себя оценивает всегда положительно: "Я – хороший", т.е. оценка всегда завышена.
Граница между ранним и дошкольным возрастом – КРИЗИС. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я".
Характеристики кризиса 3-х лет (Л.С.Выготский): негативизм; упрямство, строптивость; своеволие, деспотизм, ревность, обесценивание взрослых.
Тема 6. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
(c 3 до 7 лет)
(3-4 – мл. д\в; 4-5 – ср. д\в; 5-7 – ст. д\в).