Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
3-4 года - самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм - восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).
5-6 лет:
- гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям - критический возраст для формирования способности любить другого человека;
- развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;
- развитие конструкторских игр, развитие практического мышления;
- развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;
- эгоцентризм мышления;
- развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);
|
|
- восприятие сказок (сказки как средство эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей);
- развитие воли, произвольности действий;
- любознательность (в 4-5 лет - «почемучки»);
- развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию));
- изобразительная деятельность ребенка, детское творчество в рисунках (детское искусство носит экспрессионистский характер - ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает - свои чувства и эмоциональные состояния); существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности. (Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную детскую речь, как средство осмысления и выражения переживаний и знаний ребенка);
- развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4-5 лет), затем перерастает во внутреннюю речь;
- развитие понятий (в 3-5 лет слова - как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов -конкретные понятия);
- развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операционному уровню;
- интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года); формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;
- формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного хода развития, формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.