Земледельческие, номадические и ремесленные основания народной художественной культуры

Согласно деятельностному подходу, культура представляет собой способ и продукт человеческой деятельности.

Разработка данного подхода связана с именем советского и российского ученого Моисея Самойловича Кагана (1921 – 2006), а также с именем советского и армянского ученого Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929 – 2011). см.вопр.4

Деятельность – это сознательная активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей. Все, что создано человеком в этой сфере, относится к культуре.

Согласно М.С. Кагану на выходе из первобытности (в эпоху первобытности доминировало собирательство), человечество, совершенствуя свой адаптивный инструментарий, перешло от собирательства к скотоводству и земледелию… далее возникло и ремесло. Так были сформированы три основные вида деятельности (номадический или кочевой, земледельческий и ремесленный), которые породили специфические типы культуры.

Каждому из названных типов культуры было суждено пройти свой путь. Согласно М.С. Кагану, все три пути в разных формах и с разной степенью перспективности продемонстрировали специфические варианты движения к более сложной и совершенной организации жизни людей на земле.

В данной концепции влияние деятельностного фактора носит решающий характер!!! В частности, от господствующего вида деятельности, установившегося в той или иной культуре, зависит основной ритм жизни людей, их картина мира, социальная организация, верования, ценности, этические нормы, понимание прекрасного и безобразного, акценты в развитии различных знаний, гендер, специфика искусства и многое другое.

В первую очередь, в контексте отмеченной теории нас интересует фактор обусловленности народного художественного творчества теми видами деятельности, которые установились в той или иной культуре.

Исходя из того, что фольклор имеет не только эстетическую функцию, но и сопряженность с образом жизни людей, с их представлениями о картине мира, с особым пониманием прекрасного и безобразного, добра и зла, служит фактором отражения и трансляции ценностей, сохранения и передачи знания, является средством воспитания, развлечения, поддерживает социальные связи и так далее, мы можем смело заключить, что в фольклоре деятельностный фактор отражается очень ярко.

Народное творчество отражает мир, таким как его видят люди, ведущие особый образ жизни, основанный на определенном виде деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: