Земледельческие

в фольклоре земледельца найдет свое отражение главная ценность – земля, которая для земледельца является не просто местом пребывания, это – Родина, земля которая кормит, Родина-Мать.

У земледельцев формируется идеал трудолюбивого и немного неповоротливого мужчины-пахаря, плечистого и с сильными руками, который не только работает в поле, но и в нужный момент может взять в руки меч и защитить свою землю. Причем это не агрессор, а защитник.

Особую роль для земледельца играет хлеб и другие продукты питания. Они превращаются в ценность и воспеваются в фольклоре. Кроме того, в фольклоре отражаются природные стихии, необходимые для земледелия – Солнце (высшее божество), вода, лес, река.

Важный статус имеет дом и семья.

Почитаются домашние животные (кормящие и тотемные), а также важные для человека растения.

В картине мира земледельца (как и у кочевника) доминирует природа, в которую он вписан и которая его кормит. На этом основании мир воспринимается земледельцами как живой, одухотворенный и наполненный множеством богов и фантастических существ (у кочевников мир более суровый).

В отличие от номадов земледельцы, ведя коллективный образ жизни, проявляют степень своего влияния на природу несколько сильнее. Это обстоятельство привело к тому, что земледельцы стали позиционировать себя в мире на уровне коллектива, гармонично вписанного в природную ритмику, но не подавляемого природой. Однако степень зависимости от природы земледельцы полностью не разрывают (как бы ни старался коллектив, может быть засуха и т.п. и будет голод).

Отсюда особая ценность коллектива у земледельцев, ценность общины, семьи, как первичной ячейки коллектива. Фольклор, по большей части, это коллективное творчество; кроме того, в фольклоре ценность общинного образа жизни постоянно транслируется и охраняется («Посадил дед репку…»).

Образ жизни земледельцев (как и номадов) подчинен определенному годовому циклу с/x работ. Соответственно, в народном творчестве отражен данный циклизм, являющийся основой традиционной культуры в целом. Причем фольклор не только отражает основные этапы деятельности земледельца и кочевника, но и во многом обеспечивает их реализацию.

Фольклор полностью оформляет «календарный круг» и «круг жизни человека», обеспечивая целостность, стабильность и ретрансляцию традиционных культур. Фольклор – отражает земледельческий образ жизни!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: