Номадические. (скотоводческие)

Для кочевника особую роль играет зверь и скот. Образ жизни кочевника полностью сопряжен с животным миром и кочевыми сменами пастбищ. Из животного номад изготавливает одежду, получает еду, строит жилище, лечится, даже создает произведения искусства; животные служат мерилом его богатства.

Жизнь кочевника очень суровая и полна рисков. На этом основании мир воспринимается номадами как звероморфный; как мир, в котором правит некий принцип в виде вечного круговращения суровой природной стихии, которой человек противостоять не может.

Соответственно, человек в этих культурах сосредоточен на отражении животного мира. Достаточно вспомнить мифы, танцы (имитирующие животный мир… например у жителей Севера, индейцев Северной Америки), прикладное искусство и т.д. Животное – это основная ценность!!!

Человек в номадических культурах не выделяет себя из окружающего мира, и его отображение в фольклоре уступает место отображению природы в целом (у номадов распространены изображения животных и их «терзаний»).

Распространение получают анимистические (вера в духов) и тотемистические (вера в родственную связь с животными; почитание сильного зверя-первопредка) культуры. Распространяется шаманизм.

Суровый образ жизни порождает в номадических культурах доминанту агрессивного, выносливого мужского начала (мужчин-охотников и воинов) – это находит свое отражение и в фольклоре, воспевающем легендарных воинов, сражающихся со стихией или целыми армиями.

Чувство привязанности к «месту» у номадов выражено слабее чем у земледельцев. Отсутствие данной привязанности порождает в номадических культурах акцент на ценности, которые можно перемещать, в первую очередь на скот и имущество.

Сезонные перемещения кочевника максимально сужают спектр используемых им артефактов. Данные объекты украшаются декоративно-прикладным искусством (ковры, конская утварь, одежда, оружие).

Фактор перемещений повлиял на распространение у кочевых народов манеры носить множество украшенных предметов, используемых в повседневности, а также ювелирных украшений.

Размеры предметов, которые являются произведениями искусства и не выполняют утилитарной роли, уменьшаются.

Цикличность образа жизни номадов порождает распространение «орнаментальных» и «повторяющихся» форм творчества (как и у земледельцев), отражающих одни и те же сезонные явления природы и жизни человека. Однако у номадов, по сравнению с земледельцами, больше экспрессии и эмоциональной импульсивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: