Жесткие организационные структуры (функциональная, дивизиональная)

Функциональный принцип характерен для большинства средних и крупных орга­ низаций, где имеет место массовое производство стандартной продукции на основе простых повторяющихся операций (для индивидуального производства уникаль­ ных продуктов он непригоден). Формирование подразделений на его основе про­ исходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сфе­ ры деятельности фирмы, например производство, финансы, сбыт, маркетинг и т. п. Выделение их в качестве основы подразделений при построении организацион­ ной структуры свойственно любой фирме.

Функциональный принцип предполагает, что подразделения могут объединять­ ся в блоки, например производственный, управленческий, социальный. Производственный блок образуют связанные друг с другом подразделения, пере­ рабатывающие поток материальных объектов, которые, переходя из одного в дру­ гой, постепенно изменяют качество.

Структура такого блока во многом зависит от состава потока, особенностей от­ дельных этапов работ и должна к ним легко приспосабливаться. Понятно, что в за­ висимости от характера деятельности организации роль тех или иных подразделе­ ний различна, ибо не везде создаются опытные образцы, не везде имеются вспомо­ гательные производства и т. п. К управленческому блоку относятся предпроизводственные подразделения (научно-исследовательские, проектно-конструкторские и проч.); информационные (библиотека, архив); сервисные (занимающиеся вопросами маркетинговых иссле­ дований, сбыта, гарантийного обслуживания); административные (дирекция, бух­ галтерия, плановая служба, юрвдический отдел); совещательные (комитеты и ко­ миссии, работающие над совершенствованием организации и технологии произ­ водства и управления). Наконец, третий блок функциональной структуры организации составляют подразделения социальной сферы — оздоровительный центр, клуб, детские учрежде­ ния, базы отдыха. Сегодня имеется тенденция к его сокращению. Такая структура вполне соответствовала условиям производства первой полови­ ны XX в., лицо которого определяли гиганты индустрии, располагавшие полным комплексом основных и вспомогательных подразделений. Это позволяло им неза­ висимо ни от кого обеспечивать массовый выпуск продукции, снижать затраты и на основе этого побеждать в конкурентной борьбе. Глава 16. Общая структура организации 219 Однако в современных условиях произошел отход от гигантомании. За счет внед­ рения новых технологий, всеобщей компьютеризации производственных процессов и X п. можно с успехом выпускать конкурентоспособную по затратам продукцию и обеспечивать ее необходимое качество и разнообразие даже в сравнительно не­ больших фирмах. Кроме того, крупные предприятия не гибки и плохо реагируют на потребности рынка, поэтому свои решающие позиции они в экономике утратили. Дивизиональная организационная структура и ее разновидности Развитие фирм, и в первую очередь промышленных, сегодня осуществляется по линии создания производственных комплексов. Они включают связанные между со­ бой предприятия оптимального размера (в США в среднем 200 человек) 20—50 от­ раслей, финансовые, научные, сбытовые организации, образовательные учрежде­ ния. Фирма «Джонсон и Джонсон», например, состоит из 166 небольших независимых компаний, которые, несмотря на формальную юридическую само­ стоятельность, по статусу фактически являются подразделениями. Структура таких фирм уже не может быть построена в соответствии с функцио­ нальным принципом. Ему на смену приходит дивизиональный (от лат. divisio — раз­ деляю). Впервые дивийюнальная структура в виде совокупности полуавтономных про­ изводственных подразделений возникла в компаниях «Дюпон» и «Дженерал Мо- торз» после Первой мировой войны и широко распространились в 1940—50-х гг Их подразделения, слабо связанные между собой, работают как почти самостоятель­ ные компании. Центральное руководство осуществляет финансовый контроль, ин­ вестирование, стратегическое планирование. Такие структуры сегодня существуют в четырех вариантах: территориальном, рыночном, продуктовом, инновационном. Рассмотрим их подробнее. При территориальном принципе построения организации каждое из входящих в нее подразделений специализируется на производстве полного набора продукции и услуг для нужд данного региона. Это целесообразно, когда нужно сэкономить средства и за счет локализации коммерческих операций приблизиться к потребителям, лучше учитывать местные условия, возложить ответственность за ведение дел на руководителей подразделе­ ний, развивать личные контакты с местными властями, проводить в жизнь специ­ фические стратегии в различных регионах. При продуктовом принципе департаментализации каждое из подразделений (предприятий), входящих в организацию, сосредоточено на выпуске какого-то од­ ного вида продукции для всех территорий и групп потребителей. Такой подход дает возможность максимально специализировать производство, значительно повысить его качество и эффективность, сориентировать на реальные потребности рынка, обеспечить быструю реакцию. Но при этом усиливаются кон­ куренция и конфликтность между продуктовыми группами. Рыночный принцип ориентирует подразделения на производство продукции и услуг для определенной группы потребителей, в совокупности образующих ры- 2 20 Раздел IV. Организация нок (они могут различаться, например, по доходам, демографическим характери­ стикам, социальному положению). Наконец, инновационный принцип департаментализации предполагает, что в рамках фирмы формируются специальные центры, занимающиеся разработкой, освоением и развертыванием производства новых видов продуктов и услуг, вторже­ нием в иные сферы деятельности. В это время другие подразделения продолжают выпусктрадиционной продукции, приносящей прибыль. Это придает организации дополнительную внутреннюю сбалансированность и устойчивость. Сегодня обычная дивизиональная структура дополняется подразделениями, ко­ торые направляют и координируют стратегическое развитие той или иной сферы деятельности фирмы, объединяющей несколько продуктовых или рыночных структур (стратегические хозяйствующие центры). Созданные на основе такого рода принципов организационные структуры обес­ печивают организации значительную стратегическую гибкость. Им свойственна острая конкуренция за ресурсы, соседствующая с тесными технологическими, фи­ нансовыми, административными и иными связями. Технологические связи предполагают, что предприятия могут быть объединены единой производственной цепочкой, совместно осуществлять научные исследова­ ния, сбыт, закупки, маркетинг, выпуск комплектующих изделий и проч. Финансовые связи реализуются либо через формирование и последующее перерас­ пределение между подразделениями фирмы централизованного фонда денежных средств, либо через финансовый контроль, если их автономия достаточно велика. Наконец, в рамках административных связей руководство компании предостав­ ляет подразделениям полномочия, ставит обязательные для исполнения задачи, определяет основные стандарты их деятельности, координирует ее. В целом дивизиональные структуры более четко, чем функциональные, ориен­ тируются на потребности рынка; за счет развития горизонтальных связей несколь­ ко ослабляются бюрократические тенденции, появляется простор для инициативы подразделений. В то же время процесс управления здесь связан с немалыми проблемами, ибо ус­ ложняются коммуникации, возникает их дублирование, затрудняется внутренний контроль, а взамен «ведомственности» функциональных подразделений возникает другое негативное явление — «местничество» дивизиональных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: