Можно выделить три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные. Открытые характеризуются двумя особенностями: • во-первых, наличием «тупиков», т. е. субъектов, на которых цепочка комму никаций прекращается, поскольку им дальше не с кем взаимодействовать; • во-вторых, существованием «посредников» («контролеров»), имеющих воз можность в силу своего положения препятствовать коммуникациям (останав ливать, искажать содержание, изменять направление). В замкнутых сетях тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены. Комбинированные сети сочетают в себе в различных вариантах элементы преды дущих.
Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети—линейная, называе мая «змеей» Она характеризуется тем, что субъекты А и Б, которых она объединяет, находят ся в тупиках, а субъект В не только выполняет роль посредника коммуникаций, но и может их контролировать. На практике как самостоятельная такая структура существует редко; чаще она является элементом более сложных образований, в которых служит инструментом неформальных коммуникаций субъектов одного уровня. Многоуровневые сети обычно имеют центральное звено, служащее исходным пунктом вертикальных коммуникационных каналов. Они существуют в несколь ких вариантах.
|
|
Сеть типа «звезда» используется, например, тогда, когда число подчиненных центру (в данном случае А) субъектов не выходит за пределы нормы управляемости. В сущности, она представляет собой совокупность отходящих от него «змей» Такая сеть позволяет, например, субъекту А оперативно направлять не связан ным друг с другом субъектам Б, В, Г необходимые распоряжения, регулировать, ко ординировать и контролировать их действия. Здесь легко поддерживать порядок, поскольку в коммуникациях отсутствуют посредники и неформальные каналы, часто создающие различного рода «возмущения».
Однако для более крупных организаций такая коммуникационная сеть непри годна. Здесь центральное звено А уже не в состоянии единолично вырабатывать и доводить до субъектов В, Г, Д все решения. Ему помогает конкретизирующий их посредник Б. Такая сеть получила название «шпора». Играя де-юре вторые роли, Б на деле имеет огромную власть, так как контроли рует взаимодействие всех субъектов и может незаметно навязывать волю центру (А). В сетях типа «звезда» и «шпора» число коммуникационных каналов, сходящихся к нему, на практике не может превысить нормы управляемости. Это ставит естест венный предел развитию управленческих структур, а следовательно, и самих орга низаций, росту масштабов их деятельности. Поэтому крупным многопрофильным организациям необходимы коммуника ционные структуры с горизонтальных каналами на одном или нескольких уровнях. Так, в структуре типа «палатка» допускается один уровень горизонтальных каналов
|
|
В сети типа «дом» такие каналы возможны и на нескольких уровнях, что придает ей практически замкнутый характер
Подобные структуры позволяют исполнителям напрямую самостоятельно ре шать многие второстепенные проблемы, давая возможность руководству сосредоточиться на главном. Практика показывает, однако, что вследствие относительно свободного доступа к коммуникационным каналам в такого рода сетях могут целенаправленно инспи рироваться нарушения, а отдельные участники процесса управления сначала выключаться из системы коммуникаций, а затем удаляться из нее.
В целом открытые коммуникационные сети присущи крупным многоуровневым организациям с жестким подчинением одних звеньев другим и преобладанием формальных связей. Однако в рамках таких организаций (а также на их стыке) могут существовать и гибкие образования — консультационные и совещательные (комитеты, комиссии, специальные творческие группы), взаимодействие в рамках которых основано преимущественно на неформальных или полуформальных принципах. Коммуникации здесь осуществляются обычно в контуре замкнутых сетей, в которых посредники (если они существуют) играют роль не контролеров, а связников, облегчающих взаимодействие между участниками. Основой таких коммуникаций является структура типа «круг». В круп ной организации он может быть сложным, включающим дополнительные коммуни кационные каналы, связывающие всех со всеми. Это помогает объединять людей, облегчает взаимодействие, обмен информацией и идеями, стимулирует творческие процессы.
Там, где необходима координация исполнителей, она обеспечивается с помощью коммуникационной сети типа «колесо». В ней существует центральный субъект, облегчающий и ускоряющий процесс коммуникаций. Однако он является не администратором, а общепризнанным лидером, ведущим за собой остальных. Сеть типа «колесо» В крупных организациях творческие группы могут быть связаны друг с другом, и тогда коммуникационная сеть принимает вид «сот», представляющих собой единство открытой «змеи» и замкнутых «колеса» или «круга» Такая структура предполагает, что один субъект одновременно участвует в двух группах, поэтому выполняет по отношению к ним функции «соединительного звена». Процесс коммуникаций может здесь иметь свои тупики, а связники легко пре вращаются в контролеров.