Управленческие полномочия и их распределение. Централизация и децентрализация полномочий

Под полномочиями подразумевается совокупность официальных прав и обязанно­ стей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия в интересах организации. Ими наделяется подразделение или отдельная должность в связи с выполнением возложенных на них функций.

Распределение управленческих полномочий в организации может осуществ­ ляться на основе двух подходов. 1. Разделение полномочий и единоначалие предполагает, что руководитель, сохра­ няя за собой общие полномочия по управлению организацией, передает подчинен­ ным специальные и уже не вмешивается в их реализацию. А те несут перед ним всю полноту ответственности. В результате вносится единый порядок в деятельность людей, не сковывающий, однако, их инициативы, что особенно важно в экстре­ мальных ситуациях. Единоначалие является также и принципом управления, в соответствии с кото­ рым исключается руководство «через голову» (наверное, все помнят знаменитую фразу из учебника истории средних веков о том, что «вассал моего вассала — не мой вассал»). Иногда в критических случаях этот принцип может нарушаться ради лучшей ко­ ординации исполнителей (по этой же причине допускается подчинение несколь­ ким руководителям). Глава 18. Управленческие полномочия 243 Иной подход отражает система поглощения полномочий и множественного подчи­ нения. Ее суть состоит в том, что руководитель (обычно являющийся собственни­ ком), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия сотрудни­ ков всех нижестоящих уровней, что в первом случае считается недопустимым. Распределение полномочий происходит сверху вниз по уровням управления, на каждом из которых субъекты получают такой их объем, какой необходим для принятия самостоятельных решений по определенному кругу вопросов без обяза­ тельного согласования с выше- или нижестоящими структурами. При этом возникает своего рода лестница (лат. scala) полномочий, «ступенька­ ми» которой эти уровни являются, показывая последовательность подчинения ор­ ганов управления снизу доверху. Поэтому процесс распределения полномочий по­ лучил название скалярного. Лестница, или иерархия полномочий, предполагает установление рангов каждого из участников управленческой структуры и их субординацию. Ранги закрепляются в статусах и выступают как фактор социального неравенства.

Масштабы полномочий, концентрируемых на том или ином уровне иерархии, определяются рядом обстоятельств. Прежде всего это сложность, важность и разнообразие решаемых проблем. Чем они значительнее, тем больше должны быть полномочия. В обратном направлении на их величину влияют глубина разделения труда и ритмичность производственных процессов. Это упрощает и позволяет стандарти­ зировать отдельные операции, а следовательно, снижает объем полномочий, необ­ ходимых для принятия соответствующих решений. Не требуется больших полномочий и при развитой системе коммуникаций, когда исполнитель в любой момент может связаться с руководством и получить необхо­ димые указания. Во многом величина полномочий предопределяется личными особенностями ис­ полнителей, например квалификацией, опытом, образованием, — чем они выше, тем полномочий может быть предоставлено больше. Размер полномочий зависит и от наличия организационных условий эффективно­ го использования производственного и управленческого потенциала (правил, рег­ ламентов и проч.). Наконец, на объем полномочий влияет морально-психологический климат в орга­ низации. Если он благоприятен, исполнителям может быть предоставлена значи­ тельная самостоятельность. И, наоборот, неблагополучные коллективы должны быть под жестким контролем руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: