Таким образом, в принципе, можно говорить о трех моделях управления: • рациональном управлении в спокойной среде; • управлении в условиях динамичного рынка; • приспособлении к спонтанно и неожиданно возникающим проблемам и уг розам. / Стратегическое управление ориентировано на поиск новых возможностей в конкурентной борьбе и обеспечение на этой основе перспективной выживаемо сти фирмы. В его рамках текущие действия организации направляются на подго товку к грядущим изменениям. Для этого конкретизируются и реализуются страте гии, выработанные в рамках стратегического планирования, нацеленные на разви тие потенциала фирмы, захват рынков, осуществление инноваций и т. д. Таким образом, речь идет о действиях в настоящем, предопределяющих буду щее, а не действиях в будущем. Кроме того, в рамках стратегического управления происходит определение способов реакции фирмы на текущие изменения в среде.
Специфика стратегического управления определяется тем, что на первый план выделяется проблема развития, протекающего не равномерно, а с определенными «перегибами», «разрывом непрерывности», в условиях непредсказуемо меняющей ся внешней среды. Это требует от людей предпринимательского типа поведения, деловитости, эн тузиазма, компетентности, умения ставить цели, организовать дело в соответствии с ними, гибкости, адаптивности. Поэтому стратегическое управление, где отсутствуют рутинные процедуры и конкретные указания, а имеются лишь рекомендации общего характера, есть симбиоз интуиции и искусства.
Исторически первая форма стратегического управления — выбор стратегиче ских позиций на основе предвидения изменений, сводилась к выполнению стратегиче ских планов, предвосхищавших их. В ее рамках с целью обеспечения конкурентных преимуществ происходит пре образование общей структуры организации, системы управления ею; изыскивают ся и перераспределяются на решающие направления необходимые материальные, людские и информационные ресурсы; проводятся мероприятия по ослаблению и преодолению сопротивления изменениям со стороны части коллектива. Опыт западных фирм показал, что большинству из них такой вид стратегическо го управления оказался не по плечу: • из-за преобладания традиционных способов работы или, наоборот, излиш ней рискованности; • из-за неспособности по-новому распределять права и обязанности участни ков; • из-за сопротивления персонала; • из-за неспособности моделировать будущее; • из-за отсутствия надежных методов реализации долгосрочных стратегий и не готовности менеджеров претворить их на практике. Поэтому такая модель стратегического управления оказалась своего рода идео логией организационного развития, так и не вышедшей за стены кабинетов высше го руководства.






