Конкурентные преимущества | ||||
Высокие | Средние | Низкие | ||
Привлекательность рынка | Высокая | Инвестирование и рост | Зарабатывать и защищаться | |
Средняя | Зарабатывать и защищаться | |||
Низкая | Зарабатывать и защищаться | «Снимать урожай» и защищаться |
Числовые значения по каждому фактору устанавливаются экспертами в интер валах 1—5 или 0-1. Чем выше роль фактора, тем большее значение ему присваива ется. Девятиквадрантность этой матрицы позволяет осуществлять более точный анализ позиций фирмы на рынке и выработку соответствующей стратегии строятся также для фирм-конкурентов с целью прогнозирования наи более вероятных направлений их деятельности и соответственной корректировки собственных стратегий.
37. Выработка стратегий на основе статистических зависимостей.
Помимо матриц в стратегическом анализе и формировании стратегий использу ются различного рода кривые — опыта, жизненного цикла и проч. Рассмотрим их подробнее. Кривая опыта (обучения) представляет собой полученную эмпирическим путем или прогнозируемую зависимость себестоимости единицы продукции от различ ных факторов: • экономии на постоянных затратах в результате увеличения масштабов произ водства (при каждом его удвоении издержки сокращаются примерно на 20—30 процентов); • выявления скрытых организационных резервов; • совершенствования базовых технологий; • накопления производственного и коммерческого опыта, роста квалифика ции (эффект обучения). Кривая жизненного цикла характеризует зависимость между объемом сбыта про дукции в натуральных или стоимостных показателях и фазами жизненного цикла продукта (их выделяется пять). На фазе внедрения нового товара на рынок потребители еще мало знают о нем и его свойствах, поэтому увеличение объема продаж и доли рынка происходит мед ленно. Из-за ограниченности конкуренции цены достаточно высоки, что позволя ет возместить повышенные затраты на рекламу, улучшение качества, развитие сис темы сбыта и стимулирование продаж. На фазе роста товар признан рынком. В результате увеличиваются объем и темп роста продаж и прибыли, снижается себестоимость. Цена при этом может оставать ся прежней или падать, но медленнее издержек. Конкуренция ведется в основном за величину рыночной доли. Основная цель фирмы состоит в проникновении на новые рынки, что требует точного планирования, совершенствования технологии производства, использования эффекта масштаба. На фазе замедления роста снижаются его темпы и прибыльность продаж. Поэто му интенсифицируются процессы инноваций, слияний и поглощений; усиливают ся связи с существующими клиентами и стимулирование спроса с их стороны на конкретный продукт; активизируется выход на мировые рынки; происходит оптимизация издержек и цен в соответствии с условиями конкуренции (т. е. растет роль ценового фактора). На фазе зрелости издержки производства минимальны, а прибыль максимальна (на этой стадии фирма получает 70 процентов всего ее объема). Сокращаются затраты на исследования и разработки, но совершенствование товара продолжается. Фирма прежде всего занята защитой своих рыночных позиций от конкурентов. Цены стабильны, но могут и снижаться, если этого требует конкуренция. Происходят укрепление распределительной сети, снижение затрат на рекламу и подготовка к снижению цен. На фазе заката издержки производства начинают расти, прибыль падает Прекращаются работы по совершенствованию товара и его реклама. Цены снижаются, и начинается подготовка к снятию товара с производства и замене его новыми образцами. Концепция жизненного цикла продукта позволяет своевременно определить его переломные точки и разработать соответствующую хозяйственную политику. С ее помощью можно также сформировать оптимальную структуру производства и приводить возможности фирмы в соответствие с требованиями рынка.
|
|
|
|
Планирование деятельности организации и его принципы.
Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.
Принципы планирования
Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, т. е. правил, каковыми сегодня считаются: • участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления (люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задания, а те, что поставили сами себе); • непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом, а системой регулярно повторяющихся действий;
• преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с уче том выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составле ния планов в будущем; • гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств; • согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаи мосвязанностью ее отдельных частей и необходимостью учета их интересов). Оно происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений; • экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были мень ше эффекта, приносимого его выполнением; • создание необходимых условий для выполнения плана. Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.
Процесс планирования начинается с анализа настоящего и прогнозирования будущего положения предприятия и среды (ситуации). На основе его итогов ста вятся цели, разрабатываются стратегии и определяются инструменты, позволяю щие их наиболее эффективно реализовать.
39. Предплановый прогноз и способы прогнозирования.
в основе разработки планов находится прогноз, т. е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события.
Рассмотрим классификацию методов прогнозирования. С точки зрения сложности они бывают простыми и комплексными
|
|
По характеру используемой информации их можно разделить на: • фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта); • опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений, патентов).
По способу обработки и анализа прогнозной информации выделяют:
1) статистические методы- • построение и анализ динамических рядов (последовательного множества по казателей во времени); • экстраполяция; • • регрессионное моделирование (решение уравнений, позволяющих находить значения переменных и оценивать их влияние на искомую величину; они имеют вид y4jc, + 5х, + const, где х, и л^ — неизвестные переменные; Ли В— ко эффициенты, показывающие их роль в прогнозируемой системе);
2) логические методы: • аналогия (установление подобия между объектами, позволяющего на основе знания поведения одного прогнозировать поведение другого); • построение параметрических рядов; • морфология (оценка вариантов сочетаний различных факторов); • матричные модели (были описаны в главе 23); • причинно-следственный анализ.
В настоящее время существует более 150 методов прогнозирования, но в целом они крайне субъективны и ни один не универсален. Поэтому прогнозы дополняются определенными допущениями о том, что развитие ситуации будет происходить именно так, а не иначе. Когда материала для определенных выводов недостаточно, допущения используются в качестве самостоятельного инструмента прогнозирования.
40. Основные методы планирования – бюджетный, балансовый.
В настоящее время сложилось несколько способов составления планов (мето дов планирования): бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статисти- ческие, графические и др. Рассмотрим их подробнее. Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюдже тов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у органи зации ресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточ няться и корректироваться). В организации могут составляться несколько видов бюджетов. Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние ак тивов и пассивов, прибылей и убытков. Составляются также оперативные бюджеты: • производства; • продаж; • рабочей силы; • материальных запасов; • готовой продукции; • накладных, коммерческих, административных и иных расходов; • распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги); • поступления наличности и проч. В соответствии с различными сценариями развития, а также при неустойчивой конъюнктуре можно разрабатывать «альтернативные» бюджеты. Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает: 1) повышение эффективности работы организации за счет децентрализации управления, быстрого обнаружения и корректировки отклонений; 2) оптимизацию распределения и расходования ресурсов, предупреждение бесхозяйственности; 3) надежный контроль и оценку их движения и издержек и т. п. Но этот метод сложен, требует перестройки системы управления, индивидуали зации ответственности, больших затрат. Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюдже тов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит по иск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на сто роне, так и за счет рационализации внутренних процессов). Невозможность решить проблему дефицита принуждает фирму снижать по требление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов).
|
|
Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема - расширения на их базе производства или избавления от излишков (последнее целе сообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства; кроме того, соответствующие объекты разру шаются, а также морально стареют и обесцениваются). Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые бывают: • по содержанию: материально-вещественными, стоимостными и трудовыми; • по временному горизонту: отчетными, плановыми, прогнозными; • по целям: аналитическими и рабочими. Баланс представляет собой двустороннюю (в отличие от предыдущего случая) бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой - их распределение.
41. Основные методы планирования – нормативный, графический, математический.
Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в ка честве вспомогательного по отнощению к балансовому. Его основой являются нор мы и нормативы. Нормой называется периодически пересматривающаяся с учетом достижений НТР предельно допустимая затрата различных ресурсов (сырья, материалов, обо рудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу продукции или работы.
Под нормативом понимаются: • удельный расход элемента нормирования (ресурса) на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы; • удельная величина технологических отходов и потерь; • удельные размеры отчислений и платежей. В отличие от нормы норматив может быть только индивидуализированным. Исходя из того, что именно нормируется, выделяют: 1) норму выработки, или количество единиц продукции (реальных или условных), которое должно быть изготовлено за единицу времени в определенных условиях; 2) норму обслуживания, т. е. количество единиц оборудования, рабочих мест, площадей и проч., которое должно обслуживаться одним работником (бригадой); 3) норму времени, определяющую его необходимые затраты (в человеко-часах или человеко-минутах) на выпуск условного объема продукции, обслуживания единицы оборудования или осуществление операции (ее отдельных элементов) од ним работником (группой) в наиболее благоприятных условиях; 4) норму численности, определяемую количеством работников, необходимым для выполнения производственного задания (объема работы, обслуживания уста новленного оборудования). По форме выражения нормы, используемые в планировании, могут быть нату ральными, стоимостными и временными. Натуральные касаются обычно расхода материальных ресурсов (сырья, материа лов, энергии и т. п.). Стоимостные нормы отражают затраты ресурсов в обобщенном виде или за траты, которые иначе как в денежной форме выразить нельзя, например аморти зация; или чисто денежные расходы, скажем, расценки на изготовление единицы продукции. Нормы времени выражают его затраты на выполнение определенных действий: основных, обслуживающих, подготовительно-заключительных операций, техно логических перерывов и т. п. Нормирование бывает прямым (основанным на функциональных зависимостях) и косвенным (основанным на статистических характеристиках). Нормирование ресурсов, прежде всего материальных, осуществляется следую щими методами: • отчетно-статистическим (объем выпущенной продукции сопоставляется с затратами ресурсов, на основе чего определяется их удельный расход). Не достаток метода состоит в усредненности полученных норм, фактической узаконенности потерь, нерационального использования ресурсов и искаже нии тем самым реальных возможностей производства; • опытно-производственным (аналитико-исследовательским), основанным на испытаниях оборудования, хронометраже операций, выполняемых наи более опытными и подготовленными работниками, научной оценке и обобщении полученных данных, что создает надежную основу для расче та норм; • аналитико-расчетным, исходящим из конструктивных возможностей обору дования, потенциала человеческого организма, выявленных на основе специ альных медико-биологических исследований, качественных характеристик применяемых сырья и материалов. Полученные таким способом нормы явля ются технически или научно обоснованными. Чаще всего нормы бывают индивидуализированными применительно к отдель ным подразделениям и рабочим местам. Однако встречаются и групповые, предна значенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях, производ ственному процессу в целом. По особо важным ресурсам ограниченной номенклатуры могут разрабатываться перспективные нормы. Если же условия деятельности организации постоянно ме няются, используются текущие нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости (наиболее распространенными являются годовые, со ставляющие основу соответствующих планов и балансов материальных ресур сов). С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное зада ние, которое предусматривает необходимый ассортимент продукции и объем рабо ты, который работник или группа должны выполнять за данный период с соблюде нием определенных требований к качеству
Графические методы планирования
к графическим необходимо прежде всего отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 1950-х гг. для прогнозирования, управления реализаци ей и контроля крупномасштабных проектов, оптимизации затрат на них. Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели.
Работы связывают между собой события, представляющие собой итог какой-то деятельности. События могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или несколь ких работ, за которыми следуют другие; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели (за ними уже никаких работ не следует). Таким образом, события и цель оказываются связанными друг с другом работами.
Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название ^путь»
На сетевом графике удобно отражать: • варианты многоходовых действий по реализации планового задания, напри мер движения изделий и их отдельных частей по технологической цепочке; • очередность операций (некоторые из них можно осуществлять только в стро го определенной последовательности, а некоторые — параллельно); • сроки их начала и окончания; • полный путь движения к цели. Это дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, организовать их контроль и в целом облегчает управле ние сложными хозяйственными системами. Оптимизация сетевого графика имеет целью поиск возможности сокращения за трат времени и ресурсов (минимум расхода ресурсов в нормативное время, мини мум времени при заданном расходе ресурсов). В ее основе лежит анализ сети, состоящий в проверке целесообразности выпол нения запланированных работ; выявлении лищних и необязательных; определе нии возможности параллельных действий и целесообразности существующей сте пени детализации.
С помощью сетевого графика также контролируется фактическое выполнение работ, выявляются и анализируются изменения в процессе их осуществления, кор ректируются сроки выполнения и перераспределяются ресурсы. К графическим относится и метод планирования Паттерн, который частично был описан выще, когда речь шла о построении «дерева» целей. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирова ния строится система целей и подцелей, для каждой из которых эксперты устанав ливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости), а также (для каждого уровня) коэффициенты взаимной связи. Пропорционально коэффициентам значимости происходит распределение ре сурсов между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками. Метод позволяет определить возможность полученных результатов в других областях, сро ки выполнения отдельных работ (например, научных, опытно-конструкторских), их этапы вплоть до внедрения.
Математические методы планирования Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. С ее помощью можно с опре деленной степенью вероятности предсказать (а соответственно, и запланировать) наступление события Б, если происходит связанное с ним событие А. Наиболее широкое распространение статистические модели находят в финан совом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, ос новываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках. Методы линейного программирования дают возможность путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, найти их оп тимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному крите рию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объ екта управления, с тем чтобы обеспечить максимальную прибыль, минимизиро вать затраты и т. п. Чаще всего методы линейного профаммирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов, и позволяют: • выбрать технологии, дающие возможность получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов; • зафузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка; • составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой — сделать это при мини мальных затратах и проч.
Нужно иметь в виду, что возможности применения различных методов пла нирования имеют свои границы. Эти границы, во-первых, определяются совре менной НТР, которая вызывает столь стремительные изменения, что поспеть за ними планирование попросту не успевает. Во-вторых, нехваткой времени, свя занной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников организации, их бояз нью новшества. Полностью перечисленные офаничения устранить нельзя, но можно их суще ственно ослабить путем уменьшения жесткости и схематичности составления планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, стоящие перед организаци ей, конкретизацией и приближением к нуждам практики, усилением комплекс ности.
42. Перспективные и стратегические планы, их особенности. Целевые комплексные программы.
в зависимости от срока действия планы подразделяются на долгосрочные, сред несрочные, краткосрочные, а по преследуемым целям — на стратегические, такти ческие и оперативные (хотя грани между ними весьма условны). Долгосрочные и среднесрочные планы объединяются в категорию перспектив ных, разрабатываемых на период свыше одного года. В рамках долгосрочных планов (5—10 и более лет) создается концепция развития фирмы на перспективу Она предусматривает решение таких проблем, как выбор сфер деятельности, направлений диверсификации, новых поколений продукции и услуг, путей сохранения или улучшения позиций на рынке, максимизации при были; расширение экспорта, развитие НИР, увеличение потенциала (на основе тех нического перевооружения, реконструкции) и проч. Долгосрочные планы обычно разрабатываются в виде набора целей, целевых комплексных профамм, стратегических планов и т. п. Задачи, обозначенные в них преимущественно в качественных положениях, конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнителям в среднесрочных планах (со ставляются от 1 года до 5 лет) в количественных показателях (в том числе финансо вых). Таким образом, среднесрочные планы являются проекцией долгосрочных на ближайшие годы, детализируя их интервальные показатели в точечные; более агрегированные — в менее агрегированные
Традиционные долгосрочные и среднесрочные планы, основывающиеся на экс траполяции существующих тенденций, исходят из принципиальной неизменности внешнего окружения организации и ориентируются на мобилизацию ее потенциа ла и имеющихся ресурсов. С их помощью происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации (получения заданного объема про дукции, прибыли и т. п.).
Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на развитие ее потенциала, конкурентных преимуществ и обеспечение условий выжи вания. Основу разработки стратегических планов составляют глубокий анализ ос новных тенденций, угроз и возможностей, которые существуют (могут появить ся) во внешнем окружении фирмы, и всесторонний прогноз их будущего изме нения. Это позволяет сформулировать перспективные цели в различных сферах дея тельности, таких, как инновации, диверсификация, расширение существующих и захват новых рынков, направление и способы конкурентной борьбы; оценить возможные последствия реализации или, наоборот, отказаться от реализации тех или иных стратегий. Основными методами создания стратегических планов (обычно от будущего к настоящему) являются построение «дерева» целей, разработка альтернативных. Управленческое решение сценариев и ситуационных моделей; экспертные и матричные оценки вариантов хозяйственного поведения и др. В процессе составления таких планов: формируются основные стратегии (преж де всего маркетинга); определяются производимые продукты, услуги, рынки сбыта их и сегменты, поставщики, потребители и принципы поведения по отношению к ним; распределяются необходимые ресурсы.
Поскольку стратегические планы обеспечивают рассмотрение проблем, послед ствия которых сказываются в течение длительного времени, к их составлению от носятся с особой тщательностью. При этом исходят из того, что будущее далеко не всегда лучше прошлого, т. е. из противоположного традиционному планированию постулата. В настоящее время на Западе в рамках стратегического планирования составля ется несколько основных видов планов: 1) суммативный (главный стратегический) план. Содержит перечень основных целей фирмы, направлений будущей деятельности, рынков сбыта; оценку жела тельных темпов роста, уровня прибыльности и проч.; 2) функциональные планы (разрабатываемые на его основе). Отражают развитие отдельных перспективных направлений деятельности организации, что позволяет оптимизировать на перспективу материальные, финансовые и трудовые ресурсы; 3) экономические планы крупных подразделений (конкретизируют сумматив ный план в показателях прибыли, рентабельности, объема инвестиций, доли рынка и т. п.). В то же время стратегические планы во многом формальны, негибки, оторваны от жизни, не учитывают риск. Поэтому они рассматриваются скорее как способ вы ражения философии организации, а не как основа для реальных действий. Считается, что переход к стратегическим планам неизбежен, если фирма хочет выжить в нестабильных условиях. Но он должен быть постепенным, не разрушать традиционную систему планирования.
43. Бизнес-план и его разделы. Технико-экономическое обоснование.
Специфической формой планов организации сегодня является бизнес-план. Обычно он составляется на 5 лет или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при расщирении масштабов деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных займов и т. п. Часто эти мероприятия имеют цель предварить серьезные изменения во внешней ситуации.
Цель бизнес-плана состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятель ность фирмы в соответствии с потребностями покупателей и возможностями полу чить ресурсы, определить конкретные ее виды, рынки сбыта. По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя специфи ческими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или ино го проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заин тересованным лицам преимущества, которые они могут получить, приняв участие в его реализации. Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на его основании уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользова телей. Это вполне понятно, ибо каждого из них интересуют только те моменты, ко торые создают гарантии соблюдения его интересов.
Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же опреде лить целесообразность дальнейшего знакомства с ним.
В основных разделах бизнес-плана может содержаться следующая информация: о целях предпринимательской деятельности, главной и функциональных страте гиях; о потенциале организации, его развитии на предстоящий период и связанных с этим затратах; об имидже, традициях, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественных организаций;
о персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения; системе управления и путях ее развития; внедрении новых методов руководства; формах взаимоотно шений с профсоюзной организацией и проч.;
о будущей производственной деятельности и необходимых ее условиях: планируе мых к внедрению технологиях и оборудовании; источниках и способах обеспече ния потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях, необ ходимых затратах; путях повышения производительности труда и эффективности производства, способах контроля; путях внедрения достижений НТР и обеспече нии качества продукции;
о продукте или услуг
о стратегии и плане маркетинга. Раздел включает описание маркетинговой си туации (величина рынка, его основные сегменты; группы потребителей; наиболее популярные виды продукции; насыщенность аналогами; тенденции развития; ос новные конкуренты).
которой деятельность фирмы является убыточной. Такой расчет делается исходя из предполагаемой величины продаж, уровня постоянных и переменных затрат;
о рисках и способах их страхования. Риски, возникающие в процессе хозяйст венной деятельности, могут быть связаны с уничтожением, порчей или хищени ем имущества; стихийными бедствиями и политическими конфликтами, препятствующими нормальному ходу работы; финансовыми и коммерческими неуда чами;
о финансовой стратегии организации при осуществлении нового вида деятельности.
Итоговый раздел обычно посвящается финансовому плану организации, кото рый концентрированно в денежном выражении отражает все предьщущие разделы.
Помимо основных разделов бизнес-план может содержать приложения в виде различных наглядных материалов — графиков, схем, диаграмм, таблиц, облегчаю щих его восприятие, а также график основных мероприятий с указанием ответст венных лиц
Помимо бизнес-плана в организациях может составляться технико-эконо мическое обоснование (ТЭО), методика составления которого разработана в соот ветствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация при ООН по промышленному развитию). ТЭО содержит описание: общих условий деятельности фирмы; материальных факторов производства и производственных мощностей; места нахождения предприятия; проектно-конструкторской документации; организации предприятия; трудовых ресурсов; сроков осуществления проекта; финансово-экономических аспектов. ТЭО обычно акцентирует внимание на производственно-технической стороне проекта, а коммерческую почти не раскрывает. Сегодня оно постепенно вытесня ется бизнес-планом, но пока еще имеет широкое распространение, в том числе в России.
44. Особенности текущих планов
Текущее (тактическое) планирование представлено краткосрочными и опера тивными планами, охватывающими период до года. В них предусматриваются дей ствия, необходимые для достижения стратегических целей в рамках данного срока, и ответственные за это лица. Краткосрочные планы составляются обычно в форме бюджетов и смет, увя зывающих основные направления деятельности организации и ее подразделе- 3 46 Раздел VI. Управленческое решение НИИ и служащих инструментом управления материальными и финансовыми по токами. Главный (сводный) годовой бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы организации в целом. Он разраба тывается на основе прогноза сбыта (с учетом поступивших заказов), сведений о ве личине продаж за истекший период, результатов исследований конъюнктуры рын ка, цен, конкуренции и проч. Главный бюджет состоит из операционного и финансового бюджетов. В операционном бюджете хозяйственная деятельность отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности. По характеру он может быть наступательным и оборонительным. Разработка операционного бюджета начинается с составления плана {бюджета) продаж, от которых зависят все остальные показатели деятельности (объем произ водства, себестоимость, прибыль и т. д.). Бюджет продаж формируется сверху вниз на основе стратегического плана или снизу вверх на основе заказов и данных маркетинговых служб. Он определяет объ ем производства, потребности в оборудовании, производственных мощностях, ра бочей силе, общепроизводственных, административно-управленческих и коммер ческих расходах. Все они отражаются в соответствующих бюджетах. Важной составной частью главного бюджета является финансовый бюджет (план). В нем количественные оценки поступлений и расходов ресурсов, содержа щиеся в операционном бюджете, трансформируются в денежные показатели. Финансовый бюджет определяет соответствие финансовых возможностей фир мы ее целям, промежуточные и итоговые финансовые показатели работы. В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций (показаны источ ники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вло жений) и денежных средств (показан план поступления и расходования), а также прогнозный бухгалтерский баланс. На основе операционного и финансового бюджетов формируется окончатель ная производственная программа. Она разрабатывается на срок от нескольких не дель до года для предприятия и отдельных подразделений с учетом имеющихся у них производственных мощностей. Программа определяет номенклатуру, объем, сроки выпуска продукции, вели чину незавершенного производства, загрузку оборудования, в том числе по квар талам. Иными словами, она содержит решения о том, как эксплуатировать технологи ческую систему в зависимости от меняющегося рыночного спроса и обеспечить производство необходимой продукцией и услугами с минимальными затратами. При наличии спроса и достаточных производственных мощностях объем произ водства обычно максимизируется; при недостатке мощностей рассматривается во прос их расширения или оптимизации выпуска продукции. При отклонении выпуска от запланированного уровня (например, в результате поломок оборудования, сбоев в поставках и т. п.) профамма может корректиро ваться либо выполняться за счет маневра ресурсами, текущие сметы расхода которых составляются с учетом их резервов и ожидаемых поставок. В случае отсутствия спроса планируется реорганизация или ликвидация предприятия. В дополнение к производственной программе, бюджетам по сбыту и финансам в годовых рамках формируются: 1) план развития предприятия (диверсификации, ликвидации, снятия с произ водства отдельных видов продукции); 2) план по прибыли, себестоимости и рентабельности; 3) план по материально-техническому снабжению; 4) план по производственным мощностям; 5) план по труду и кадрам и проч. Предприятие на основе годовой производственной профаммы (а подразделе ния — на основе касающейся их ее части) осуществляет процесс оперативного пла нирования своей деятельности. Его объектами являются материальные потоки: про дуктовый (склад — заказ — производство — сбыт) и стоимостный (элементы затрат — себестоимость — выручка — прибыль). Оперативное планирование имеет узкую направленность, высокую степень де тализации. Его цель состоит в создании условий слаженной работы всех цехов, участков, служб по своевременному выпуску запланированной продукции. Для этого осуществляются следующие действия: • составление месячных и внутрисменных заданий, календарных планов вы пуска продукции, маршрутных карт; • контроль над их выполнением; • расчет рациональной загрузки оборудования. Нормативной базой оперативного планирования являются календарно-ппановые нормативы (размер партии изделий, периодичность ее запуска-выпуска, нормы ис пользования производственных мощностей, нормативы материальной обеспечен ности производства и т. д.). Оперативные планы формируются производственно-диспетчерским отделом для предприятия в целом, отдельных подразделений и служб. Они обеспечивают их слаженную работу и определяют: • распределение заданий на очередной период и меры, обеспечивающие их вы полнение; • технико-экономические показатели, лимиты; • необходимые ресурсы. В рамках оперативного планирования разрабатываются следующие виды пла новых заданий: 1) задание на квартал (с разбивкой по месяцам) для каждого подразделения, ко торое определяет: • ассортимент продукции, размер серии, последовательность выпуска и проч. с учетом возможности выполнения на каждом рабочем месте; • потребности во всех видах ресурсов; 2) календарный план на квартал (с разбивкой по месяцам) для подразделений со сложной технологией (отражает виды, место и сроки выполнения работ по произ водству конкретных изделий). Степень детализации оперативно-календарного планирования зависит от типа производства. В основном календарном плане предприятия производственные задания даются только в общих показателях по главным видам продукции в такой степени детали зации, чтобы можно было определить объем необходимых ресурсов и сформиро вать задания снабженцам. И уже на базе этого разрабатываются задания по отдель ным видам продукции соответствующим подразделениям. Для индивидуальных и мелкосерийных технологий календарный план составля ется на каждую деталь, узел или изделие в форме циклового графика. Он устанавли вает в зависимости от характера выпускаемой продукции последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий и их партий по дням недели, а также маршрутизацию и временной фафик работы оборудования (суточный, сменный, часовой 3) индивидуальные задания (с разбивкой по неделям) для каждого рабочего мес та, определяющие объемы работ на месяц. Разрабатывается непосредственным ру ководителем данного работника. В сменно-суточных заданиях перечисляются конкретная номенклатура и количе ство выпускаемых изделий. Сменно-суточное задание решает одновременно задачу регулирования и кор ректировки производственной деятельности. Для реализации оперативных планов разрабатываются задания по проектирова нию, реконструкции, техническому перевооружению или расширению производ ства; изыскиваются дополнительные возможности по привлечению ресурсов; оп ределяется наиболее целесообразное распределение работ во времени.