Рассмотрим основные методы стратегического анализа и формирования страте гий с помощью матриц. 1. SWOT-метод (SWOT — первые буквы английских слов, обозначающих силу, слабость, возможности, угрозу) состоит в выявлении на основе анализа внещней среды фирмы факторов, открывающих, с одной стороны, для фирмы новые воз можности, а с другой — представляющих угрозу для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала, прежде всего в области производства, финансов, управления, НИОКР, маркетинга. Затем с помощью SWOT-матрицы происходит их парное сопоставление и фор мулировка возможных стратегий, отражаемых в ее квадрантах (табл. 23.1).
Таблица 23.1 SWOT-матрица
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | Получение максимальной отдачи от использования возможностей | Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов |
Слабые стороны | Использование возможностей для преодоления недостатков | Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей |
Комбинация слабых сторон и появляющихся возможностей нацеливает страте гию на использование последних для преодоления существующих недостатков. Комбинация сильных сторон и уфоз ориентирует стратегию на борьбу с опасно стями за счет использования имеющихся внутренних резервов. Наконец, комбинация слабых сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы фирме не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить неприятности, исходящие из внешнего окружения.
|
|
Распространенным инструментом анализа и формирования стратегий является портфельная четырехквадрантная матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) (табл. 23.5). Она используется в основном для оценки потребности в финан сировании, выявления прочности конкурентной позиции. В ней в качестве глав ных факторов успеха фирмы используются показатели роста спроса на продукцию (рост рынка) и доли на нем фирмы по сравнению с основным конкурентом.
Таблица 23.5 Матрица БКГ
Доля подразделения на рынке | |||
Низкая | Высокая | ||
Темп роста рынка | Высокий | «Трудные дети» Финансы потребляются | «Звезды» Финансы генерируются |
Низкий | «Собаки» Финансы потребляются | «Дойные коровы» Финансы генерируются |
В соответствии с четырьмя вариантами комбинации факторов подразделения (они делятся на генерирующие финансовые ресурсы и потребляющие их) могут за нимать на рынке четыре стратегические исходные позиции относительно возмож ностей рынка и собственной конкурентоспособности.
Во-первых, позицию растущих продуктов («трудные дети»), т. е. тех, которые на ходятся в процессе внедрения на данный рынок. Она характеризуется небольшой, но растущей долей последнего и высоким спросом. Для увеличения доли рынка нужны новые инвестиции со значительным риском, поэтому здесь финансовые ре сурсы потребляются.
|
|
Во-вторых, позицию звездных продуктов («звезды»), отражающую высокий темп роста спроса и большую долю рынка, что обеспечивает генерирование финансовых ресурсов. В то же время для укрепления позиции они могут потребоваться в значи тельном объеме и самому подразделению. В-третьих, позицию высокоприбыльных продуктов («дойные коровы»), кото рым присущ низкий темп роста спроса и значительная доля стагнирующего рынка. Это основной источник прибыли фирмы (здесь финансовые ресурсы потребляют ся лишь для поддержания текущих операций). В-четвертых, позицию бесперспективных продуктов («собаки»), которым свой ственны низкий темп роста спроса и малая доля свертываемого рынка. Они беспер спективны и подлежат ликвидации, для чего также возникает нужда в деньгах. Матрица БКГ йредназначена для многопрофильной корпорации со многими подразделениями. Она также позволяет принимать (хотя и неоднозначно) решения о том, какой бизнес нужен и как наилучшим образом распределить ресурсы.
Матрица Мак-Кинси фирмы «Дженерал Электрик» представляет собой усовер шенствованную матрицу БКГ (табл. 23.6). С ее помощью можно позиционировать фирму относительно привлекательности рынка и конкурентных преимуществ продукции