Стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц (SWOT-метод, матрица Бостонской консультативной группы, матрица Мак-Кинси)

Рассмотрим основные методы стратегического анализа и формирования страте­ гий с помощью матриц. 1. SWOT-метод (SWOT — первые буквы английских слов, обозначающих силу, слабость, возможности, угрозу) состоит в выявлении на основе анализа внещней среды фирмы факторов, открывающих, с одной стороны, для фирмы новые воз­ можности, а с другой — представляющих угрозу для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала, прежде всего в области производства, финансов, управления, НИОКР, маркетинга. Затем с помощью SWOT-матрицы происходит их парное сопоставление и фор­ мулировка возможных стратегий, отражаемых в ее квадрантах (табл. 23.1).

Таблица 23.1 SWOT-матрица

  Возможности Угрозы
Сильные стороны   Получение максимальной отдачи от использования возможностей Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов
Слабые стороны Использование возможно­стей для преодоления не­достатков Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей

Комбинация слабых сторон и появляющихся возможностей нацеливает страте­ гию на использование последних для преодоления существующих недостатков. Комбинация сильных сторон и уфоз ориентирует стратегию на борьбу с опасно­ стями за счет использования имеющихся внутренних резервов. Наконец, комбинация слабых сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы фирме не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить неприятности, исходящие из внешнего окружения.

Распространенным инструментом анализа и формирования стратегий является портфельная четырехквадрантная матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) (табл. 23.5). Она используется в основном для оценки потребности в финан­ сировании, выявления прочности конкурентной позиции. В ней в качестве глав­ ных факторов успеха фирмы используются показатели роста спроса на продукцию (рост рынка) и доли на нем фирмы по сравнению с основным конкурентом.

Таблица 23.5 Матрица БКГ

  Доля подразделения на рынке
Низкая Высокая
Темп роста рынка Высокий «Трудные дети» Финансы потребляются «Звезды» Финансы генерируются
Низкий «Собаки» Финансы потребляются «Дойные коровы» Финансы генерируются

В соответствии с четырьмя вариантами комбинации факторов подразделения (они делятся на генерирующие финансовые ресурсы и потребляющие их) могут за­ нимать на рынке четыре стратегические исходные позиции относительно возмож­ ностей рынка и собственной конкурентоспособности.

Во-первых, позицию растущих продуктов («трудные дети»), т. е. тех, которые на­ ходятся в процессе внедрения на данный рынок. Она характеризуется небольшой, но растущей долей последнего и высоким спросом. Для увеличения доли рынка нужны новые инвестиции со значительным риском, поэтому здесь финансовые ре­ сурсы потребляются.

Во-вторых, позицию звездных продуктов («звезды»), отражающую высокий темп роста спроса и большую долю рынка, что обеспечивает генерирование финансовых ресурсов. В то же время для укрепления позиции они могут потребоваться в значи­ тельном объеме и самому подразделению. В-третьих, позицию высокоприбыльных продуктов («дойные коровы»), кото­ рым присущ низкий темп роста спроса и значительная доля стагнирующего рынка. Это основной источник прибыли фирмы (здесь финансовые ресурсы потребляют­ ся лишь для поддержания текущих операций). В-четвертых, позицию бесперспективных продуктов («собаки»), которым свой­ ственны низкий темп роста спроса и малая доля свертываемого рынка. Они беспер­ спективны и подлежат ликвидации, для чего также возникает нужда в деньгах. Матрица БКГ йредназначена для многопрофильной корпорации со многими подразделениями. Она также позволяет принимать (хотя и неоднозначно) решения о том, какой бизнес нужен и как наилучшим образом распределить ресурсы.

Матрица Мак-Кинси фирмы «Дженерал Электрик» представляет собой усовер шенствованную матрицу БКГ (табл. 23.6). С ее помощью можно позиционировать фирму относительно привлекательности рынка и конкурентных преимуществ про­дукции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: