Стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти рещения, имеющие долгосрочный характер, определяют: • направления формирования и развития организационного потенциала; • способы осуществления деятельности на рынке для достижения конкурент ных преимуществ.
Стратегия включает в себя несколько элементов: во-первых, систему целей, в которую входят миссия, генеральная цель, общеор ганизационные и специфические цели; во-вторых, приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов и осуществ ления действий; Управленческие стратегии 309 в-третьих, правила, регламентирующие процесс реализации стратегии, напри мер формирования организационной структуры, осуществления внутреннего взаимодействия, выполнения специальных операций и т. п.
Основные виды стратегий
Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмот рим лишь главные. По степени сложности стратегии делятся на простые и сложные. Первые имеют в качестве объекта один хозяйственный процесс, вторые связаны с несколькими. По направленности вьщеляются стратегии предпринимательского типа, ориенти рованные на использование внешних возможностей, и стратегии рационалистиче ского типа, сконцентрированные на развитии внутреннего потенциала. По сфере осуществления стратегии можно классифицировать на финансовые, кадровые, производственные, маркетинговые и проч.
По характеру поведения на рынке можно вьщелить три вида стратегий: наступа тельную, наступательно-оборонительную (стабилизационную) и оборонительную (стратегию выживания).
Стадии формирования стратегий
Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий. На стадии разработки происходит оценка рыночных возможностей и ресурсов организации (для первого варианта это не обязательно); формулировка стратегической цели; создание общей концепции стратегии и в ее рамках набора проектов, программ, стратегических планов. На стадии доводки варианты корректируются и дорабатываются до нужной кондиции. На стадии стратегического выбора происходит оценка, на основе которой луч ший вариант принимается в качестве базового. Он служит основой разработки специальных и функциональных стратегий, подготовки планов и бюджетов.