Контроль делится на внутренний и внешний.
Внутренний контроль имеет место, когда его субъект и объект находятся в одной системе, внешний — в разных системах. На предприятии внешний контроль производится администрацией или специ альными сотрудниками — контролерами. Внутренний контроль предполагает, исполнители сами следят за своей работой и результатами и вносят по мере необхо димости в нее изменения. Идея внешнего контроля основывается на том, что люди лучше (по крайней мере формально) выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюда ют. Психологи считают, что для этого имеется несколько причин. Наиболее очевидная состоит в том, что по итогам контроля происходят оценка сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания.
Внедрение внутреннего контроля или самоконтроля. Главная задача последнего состоит в том, чтобы вовремя обнаружить проблему и найти пути ее решения, а не поймать кого-то за руку и наказать. В этих условиях исполнители принимают активное участие в формулировке це лей своей деятельности и сами контролируют их реализацию
|
|
Предпосылками внедрения самоконтроля являются преобладание групповых форм работы и принятия решений, здоровый морально-психологический климат, демократические формы руководства. Это встречается далеко не везде, в результате чего на практике используется сме шанный вариант: внутренний и внешний контроль применяется в определенном соотношении, зависящем от: • стиля управления (при авторитарном, когда руководитель держит себя по от ношению к подчиненным деспотично, преобладает внешний контроль; при демократическом — самоконтроль); • возможности получить надежную оценку результатов деятельности работни ков и спросить с них персонально за порученное дело (если такая возмож ность имеется, предпочтительнее внешний контроль; в противном случае - внутренний); • характера подчиненных (для недобросовестных, неаккуратных людей боль ше подходит внешний контроль; для добросовестных и педантичных - внут ренний); • микроклимата в коллективе (при благоприятном — лучше внутренний кон троль; при неблагоприятном — внешний, позволяющий волевым путем сгла живать или предотвращать возможные конфликты); • принятой системы вознаграждения за результаты деятельности (в условиях преобладания индивидуальных форм на первом месте находится внешний контроль; при коллективных — внутренний).