Введение. Учебно-методический комплекс

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

(направление подготовки 030900.62 Юриспруденция)

Иркутск

2012 г.

Автор: Васильев Н.Г., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирского филиала ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты: Грицких Н.В., кандидат социологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирского филиала ФГБОУВПО «РАП»; Терещенко А.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и информационных дисциплин РПА МЮ РФ ИЮИ (ф)

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 6 от 27 февраля 2012 года).

Утвержден Учебно-методическим советом Восточно-Сибирского филиала ФГБОУВПО «РАП» 28.02.2012г., протокол №7.

©ВСФ ФГБОУВПО «РАП», 2012

© Васильев Н.Г., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Объем дисциплины и виды учебной работы.. 8

Тематический план. 8

Программа курса. 9

Планы семинарских занятий. 12

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 12

Примерная тематика рефератов. 16

Примеры тестовых заданий 17

Литература. 24

Вопросы для подготовки к зачету. 27

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом содержание дисциплины «Профессиональная этика» определяется следующим образом:

Б1.Основные этические понятия и категории, содержание и особенности

профессиональной этики в юридической деятельности возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.

Этика является составной частью и вершиной философского знания. Любая философия стремится стать этикой, чтобы показать особенности взаимоотношений между людьми: в чем благо человека, каким он должен быть. Этика служит самопознанию и самоопределению как отдельного человека, так и человечества в целом. Предмет, изучаемый этикой, включает как позитивные моменты, чувства и состояния, так и проявления аморального поведения, возникающие в обстановке нормативного хаоса и общественного кризиса, когда разрушаются общепризнанные нормы.

Цель учебной дисциплины «Профессиональная этика» - дать студентам основные понятия этики и понятие о нравственном содержании профессиональной деятельности юриста, помочь формированию нравственной культуры, поскольку нравственная культура - неотъемлемая часть профессиональной подготовки современного специалиста. Образовательные цели – это получение студентами знаний о сущности, структуре и закономерностях функционирования морали; ее истории и многообразных формах ее проявления; о влиянии морали на различные сферы общественной жизни и обратном взаимодействии общества на развитие морали. Особое внимание в этой связи в курсе уделяется анализу взаимосвязи, которая существует между моралью и правом. С точки зрения воспитания целью курса является формирование у студентов нравственных качеств, которые соответствовали бы тем высоким требованиям, которые предъявляются к ним, как к будущим сотрудникам органов правосудия.

Основные задачи дисциплины:

- в процессе изучения данного предмета предполагается целенаправленное освещение вопросов формирования нравственной культуры, воспитания, общения и поведения юристов. Студенты получат представление о закономерностях развития морали в обществе, связи морали с конкретной социально-экономической ситуацией в обществе, научатся оценивать существующую нравственную практику, прогнозировать нравственные и социально-культурные процессы как непременный компонент профессиональной деятельности;

- изучаемый курс поможет студентам приобщиться к ценностям мировой нравственной культуры, развить творческий подход к осуществлению профессиональных задач, сформировать стойкие нравственные потребности; выработает у студентов осознание правомочности и разумности нравственных требований общества к сотрудникам силовой структуры, докажет необходимость формирования нравственных качеств юристов: чувства долга, чести, верности слову, гуманизма, справедливости, высокой гражданской ответственности;

- знания, полученные в процессе изучения курса, должны заложить стойкий иммунитет к злу, непримиримое отношение к таким явлениям, как: бюрократизм, взяточничество, протекционизм, злоупотребление властью, формальный подход к делу, трусость и малодушие;

- изучение предмета должно выработать у студента навыки профессиональной культуры, включающие в себя образцовую организацию дела, высокую профессиональную компетентность, нравственную ответственность, культуру поведения на службе и вне ее, культуру общения, внешнего вида, досуга, культуру речи, вежливость, такт и т.д.

Логика курса состоит в том, чтобы на основе выяснения содержания объективных процессов, происходящих в обществе, показать сложность и противоречивость становления духовного мира юриста, а затем раскрыть нравственно-правовые основания его действий. В то же время обнаружить механизм влияния практической деятельности юриста на формирование его сознания, установок, потребностей и интересов, показать причины возможных отклонений и пути их преодоления.

В результате изучения курса студент должен

знать:

° основные этические понятия и категории,

° содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности,

° возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

° сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;

° понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции;

уметь:

° оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

° применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

владеть навыками:

° навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

° навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

Программа курса, безусловно, не может охватить весь круг вопросов, изучаемых этикой, и поэтому не следует рассматривать ее освоение как завершение изучения этой области знания.

Нравственное образование необходимо сочетать с эстетическим самообразованием, поскольку в искусстве, особенно в таких его видах, как литература, театр, изобразительное искусство, решались, и решаются многие основные проблемы этики.

В процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Студенты могут заниматься реферативной работой по заинтересовавшим их темам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: