Часть I. Раздел 3. Социально-психологические основы консультативной психологии и психотерапии

  1. Методы социально-психологического исследования, их характеристика. Проблемы применения методов социально-психологического исследования.

Первая проблема, которая встает здесь, - это проблема эмпирических данных.

Данными в социальной психологии могут быть:

- либо данные об открытом поведении индивидов в группах,

- либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов,

- либо психологические характеристики самой группы.

По вопросу о том, "допускать" ли в исследование данные этих двух видов, в социальной психологии идет ожесточенная дискуссия. В различных теоретических ориентациях этот вопрос решается по-разному.

Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем?

Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа:

а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции,

б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними.

Вторая черта научного исследования - это интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. И эта черта весьма специфично раскрывается в социальной психологии.

Гипотеза "представляет" в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования - формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований - отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение.

С другой стороны, как бы ни сложно было построение теорий в социальной психологии, более или менее полное знание не может развиваться при отсутствии теоретических обобщений. Поэтому даже хорошая гипотеза в исследовании не есть достаточный уровень включения теории в исследовательскую практику.

Третья черта научного исследования, согласно требованиям логики и методологии науки, - обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. И вместе с тем в деле проверки гипотез социальная психология испытывает целый ряд трудностей, связанных с ее двойственным статусом.

Проблема качества социально-психологической информации тесно связана с предыдущей. По-иному эта проблема может быть сформулирована как проблема получения надежной информации. В общем виде проблема качества информации решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способа получения данных на надежность. Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные.

В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности:

- обоснованность (валидность),

- устойчивость

- и точность.

Обоснованность (валидность) инструмента - это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Исследователь - социальный психолог, строя какую-нибудь шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, например, установок индивида, которые он намеревается измерить.

Устойчивость информации - это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной.

Способы проверки информации на устойчивость следующие:

а) повторное измерение;

б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями;

в) так называемое "расщепление шкалы", т.е. проверка шкалы по частям.

Наконец, точность информации измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент.

Нарушение одного требования сводит на нет и другое. Многие исследователи отмечают, что все способы проверки информации на надежность недостаточно совершенны в социальной психологии. Требования, которые считаются элементарными в исследованиях других наук, в социальной психологии обрастают рядом трудностей в силу, прежде всего, специфического источника информации. Помимо этого существует проблема построение выборки.

Самой сложной проблемой, однако, оказывается проблема репрезентативности, возникающая в специфической форме и в социально-психологическом эксперименте.

4.Методы исследования в социальной психологии.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы:

1) методы исследования

· методы сбора информации;

· методы обработки информации.

2) методы воздействия (относятся к «психологии воздействия»).

Методы сбора информации:

· наблюдение,

· изучение документов (в частности, контент-анализ),

· разного рода опросы (анкеты, интервью),

· различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест),

· эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

1. Наблюдение является «старым» методом и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод.

Не все возможности метода: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль.

Главная проблема: обеспечить фиксацию каких- то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю и могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Разновидность наблюдения – включенное наблюдение, когда исследователь (инкогнито!) становится участником изучаемой группы.

2. При помощи изучения документов возможен анализ продуктов человеческой деятельности. В документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе.

Мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует.

Проблема: интерпретирует документ — исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями.

Важная роль при изучении документа - способность к пониманию текста. Проблема понимания — это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание.

Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием - «контент-анализ» («анализ содержания») (Богомолова, Стефаненко, 1992).

Это особый, формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Метод есть смысл применять только тогда, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации. Практически он применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций.

Проблема: процесс выделения единиц текста во многом зависит от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей.

3. Опросы — распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий наибольшее число нареканий. Наибольшее распространение получили в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).

Главная методологическая проблема: конструирование вопросника. Требования — логика построения, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Еще одна проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление.

В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности».

4. Тесты широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты.

Тест — это испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности. Слабое качество - тесты схватывают лишь какую-то одну сторону личности (кроме теста Кеттела или MMPI).

Проблема: насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом исследовании — насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д.

В социальной психологии тесты применяются как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Применение тестов носит локальный характер, т.к. они касаются лишь одного раздела социальной психологии — проблемы личности. Тестов имеющих значение для диагностики группы мало (социометрический тест).

5. Эксперимент один из основных методов исследования в социальной психологии.

Два основных вида эксперимента:

· лабораторный

· естественный.

Для них существуют некоторые общие правила:

a) произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных.

b) требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Основные проблемы: экологическая валидность лабораторного эксперимента, т.е. возможность распространения полученных данных на «реальную жизнь», опасность смещения данных в связи с особым подбором испытуемых.

Не утрачивается ли в лабораторном эксперименте реальная ткань общественных отношений, то самое «социальное», которое и составляет важнейший контекст в социально-психологическом исследовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: