Эффекты межличностного восприятия и проблема точности межличностного восприятия

18.Понятия социальной установки и социального стереотипа. Их роль в социальной перцепции.

Сущность, структура и функции аттитюдов.

В западной с.п. для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Исследования аттитюдов превратились в самостоятельную область с.п., которое являлось одной из самых разработанных областей в западной с.п.

Впервые в 1918г. американцем Томасом в социально- психологическую литературу было введено понятие аттитюд, кот. было определено как «психологичесское переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Терстоуном выделены 4 функции аттитюдов:

1)приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – атттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2)функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3)функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4)функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной многосторонней структурой.

Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (которых там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению. (См. след билет)

1935 —Олпорт:

1. определённые состояние сознания и н/с

2. выражающее готовность к реакции

3. организованное на основе предшествующего опыта

4. оказывающее направляющее динамическое влияние на поведение.

Трехкомпонентная структура по Смиту 1942г:

1. когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки)

2. аффективный (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему)

3. поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту)

Эти 3 компонента выявлялись в многочисленных экспериментальных иссл-ях. Однако возникали затруднения, например, по поводу существующего расхождения между аттитюдом и реальным поведением

Исследования соц. установки в соц. психологии. Как социальный опыт преломляется личностью. Это связанно с изучение социальной установки. В общей психологии – своя установка, и эти два понятия рефлексируют разные явления. Узнадзе: это целостное динамическое состояние субъекта, готовности к определённой активности, состав. обусловленное потребностью и соответствующая объективной ситуацией.

В социальной психологии – аттитюд – отношение к социальным объектам Þ понятию социальной установки родственно понятие отношение В. Н. Мясищева, направленности личности (Л. И. Божович), леонтьевскому личностному смыслу.

Социальная установка, как зафиксировал Олпорт, – это некоторое состояние нервной системы, оформившееся на основе прошлого опыта, определенным образом организованное и выражающее готовность вести себя или действовать определенным образом. В социальной психологии – на социальные объекты.

В 1918 году вышел в США пятитомный труд двух исследователей, американских эмигрантов из Польши – У. Томас и Ф. Знанецкий, «Польский крестьянин в Европе и в Америке» – личная переписка эмигрантов из Польши – выявить социальные установки при переезде в новую страну.

Они установили 2 зависимости, связанные с процессом адаптации: зависимость индивида от соц. организации и наоборот. Две стороны этого явления они назвали соц. ценностью (соц. организ) и соц. установкой - аттитюд (Y переж. индивидом ценности соц. объекта).

1935 - после бума в исслед. аттитюда Олпорт сделал обзор этого понятия: опред. сост. НС, выраж. гот. к реакц, организованное на основе пред. опыта, оказ. направл. и динам. влияние на поведение.

Функции атитьюда:

- приспособительная (а. направляет субъекта к объектам, кот. служ. достиж. целей);

- знания (а. дает упрощенные указания о способе поведения);

- защиты (способст. разреш. внутр. конфликтов).

Все эти функции а. способен вып. поскольку он обладает сложн. структурой. Смитом (1942) была предложена 3-компон. структ.: когнит. компонент, аффективн, поведенч. 30-е гг.

Ла Пьер определил кризис в исследовании установки. Он исходил из принятого всеми предположения, что установки определяют поведение человека. Выявил парадокс – парадокс ЛаПьера – который состоял в рассогласовании социальной установки и реального поведения.

И тем самым стал неясен сам смысл исследования социальной установки? Зачем исследовать то, что не является регулятором поведения? Он путешествовал по Америке с двумя студентами-китайцами – молодой, семейной китайской парой. Проехал около 100 ресторанов, кафе... Везде было оказано гостеприимство.

А потом – разослал письма с вопросом о том, будет ли оказано гостеприимство, если они приедут вновь? Всего было получено менее 50% ответов. Почти во всех письмах ответы уклончивые – «вам – пожалуйста, а вот коллегам...». Объяснения разные: Смит (на основе его модели - свидетельствовало о следующем – опрашивая владельцев... отелей Ла Пьер актуализировал аффективную и когнитивную, но не мог на уровне вопроса актулизировать конативную.

Другая интерпретация связана с именем Н. Рокича – установка на объект (китайцев) и установка на ситуацию взаимодействия. Задание вопросов письменно – отражает установку на объект, а при личной встрече – на ситуацию (бизнес, прибыль).

19. Исслед. Формирования первого впечатления. Точность межличностного восприятия.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая "схема" запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства.
- Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т. п.).

Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка.

При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Пример: Психологические эксперименты ясно свидетельствуют о том, что эта схема применяется часто. Обратимся к конкретным исследованиям.

В опытах А.А.Бодалева предлагали группе взрослых испытуемых описать человека по фотографии. Перед показом одного и того же фотопортрета одной группе дали понять, что это портрет героя, а другой, что преступника.
В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания, данные испытуемыми по фотографии.
- Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам.

Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие.

Пример: Например, в одном из экспериментов учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Перед ними ставилась задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к нему сверстников.

Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же личное дело, но к нему прилагались разные фотографии-одна заведомо привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что "привлекательным" детям, при прочих равных условиях, учителя приписывали более высокий интеллект, намерение поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.
- Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Пример: Показателен в этом плане результат исследования Р.Нисбета и Т.Вильсона. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию.

После этого студентов просили оценить ряд характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки преподавателя доброжелательного оказались значительно выше, чем оценки "холодного".

Точность межличностной перцепции. Этот вопрос связан с решением более общей теоретико-методологической проблемы: что вообще означает «точность» восприятия социальных объектов.

При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия, сопоставив его результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов.

В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека.

Конечно, определенную помощь могут в данном случае оказать различные личностные тесты, но,

- во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека (следовательно, сопоставление если и возможно, то только по тем характеристикам, для которых существуют тесты);

- во-вторых, как это уже отмечалось, тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.

Ограниченность тестов, связанная как с ограниченным репертуаром замеряемых характеристик, так и с их общими познавательными возможностями, порождена тем, что в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть «на самом деле».

Поэтому всякое сопоставление, которое можно сделать подобным образом, есть всегда сопоставление с данными некоторого третьего лица, которые в свою очередь есть результаты чьего-то познания другого человека. Аналогичная проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок.

В качестве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того человека, который выступает объектом восприятия. Их суждения о нем («экспертные оценки») сопоставляются с данными субъекта восприятия.

По сравнению с тестами экспертные оценки обладают важным преимуществом: здесь мы имеем дело с критерием, практически не лимитирующим выбор параметров межличностного восприятия (Жуков, 1977. С. 31), как это имеет место в случае применения тестов.

Эти экспертные оценки играют роль того внешнего критерия, который представляет собой «объективные данные». Но и в этом случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта.

Межличностная аттракция как механизм межличностного восприятия. Социально-психологические исследования уровней аттракции: факторы, влияющие на формирование позитивных межличностных отношений.

25. Понятие межличностной аттракции. Социально-психологические исследования уровней аттракции.

Аттракция в буквальном смысле слова означает привлекательность. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.

Аттракция исследуется в контексте перцептивной стороны общения. Эта область исследования, исследования аттракции, связана с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот другой оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Исследования аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Выделают три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. И раньше считалось, что их исследование (дружбы, любви и симпатии) не может быть область.

Научного анализа, но логика изучения межличностного восприятия социальной психологии заставляет принять эту проблематику. В настоящее время насчитывает большое количество экспериментальных работ, исследование, теоретических обобщений, посвященных этому вопросу.

Преимущественно исследуются факторы формирования положительных эмоциональных отношений между людьми, а также изучается вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнера по общению, частота встреч и так далее).

Таким образом, были выделены 4 фактора привлекательности:

1. Пространственная близость (люди завязывают близкие отношения с теми, кто живет близко от них):

2. Сходство (чаще нравятся люди, похожие на нас);

3. Физическая привлекательность (с физически привлекательные люди приятнее общаться, человек склонен тянуться к более красивым людям);

4. Знакомство (красивая и “волнительная” обстановка знакомства вызывает более выраженную симпатию между партнерами по общению).

Но, следует сказать, что теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана какая-то удовлетворительная теория аттракции.

Также еще мало проведено исследований аттракции в контексте групповой деятельности, эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе, не выявлено влияние личностных характеристик на развитие отношений. Это все говорит о широкой перспективе для новых исследований аттракции.

27. Факторы, способствующие возникновению позитивных отношений
(симпатия, дружба и любовь).

Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот "другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Уровни аттракции:

1) симпатия. Исследования методом социометрии Морено

2) дружба. Достаточно мало исследовалось.

3) любовь. Пессимистическая теория любви (любовь - плохо влияет на развитие личности) и оптимистическая (способствует снятию тревоги). Основные формы любви: любовь-страсть, любовь-игра, любовь-дружба.

Факторы, способствующие появлению положительных отношений:

1) сходство характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции. Один из основных факторов. Если объект и субъект похожи, то между ними скорее всего будут позитивные отношения.

2) "экологические" характеристики процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.)

Больше вероятность того, что симпатия, дружба, любовь возникнет между людьми, которые живут рядом и у которых есть больше возможностей для встречи.

3) знакомство субъекта и объекта взаимодействия. Важный фактор который увеличивает вероятность возникновения различных уровней аттракций.

4) личностные качества индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: