Процессы групповой динамики в малой группе: общая характеристика, механизмы групповой динамики

39. Групповая динамика и эффективность групповой деятельности.

Групповая динамика:

Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования.

Прежде всего идея развития группы была обозначена в психо­аналитической концепции:

· работа 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».

· теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга. Выделяются две фазы: на первой решается вопрос о лидере и анализируются взаимоотношения между каждым членом группы и лидером, на второй – отношения между рядовыми членами.

Идея развития группы получила широкое обоснование в теории «социализации группы» Р. Морленда и Дж. Ливайна. Стадии развития группы можно сравнивать по трем критериям:

1. оценивание

2. обязательства

3. преобразование ролей членов группы

На основании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом и названной «системно-процессуальной модели» развития группы. Акцент делается на сочетание стадий развития группы и процессов социализации индивида в ней. (Г.М. Андреева, Социальная психология: учебникдля высших учебных заведений, 2006. с. 226-230)

В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы. Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским. Группа как состоит из трех страт (слоев):

1. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости;

2. во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности;

3. в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

В разработке данной проблемы Л.И. Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития:

· направленность коллектива

· организованность

· подготовленность

· психологическая коммуникативность

Утанавливается континуум реальных групп — от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости. (Г.М. Андреева, Социальная психология: учебникдля высших учебных заведений, 2006. с. 235-237)

Эффективность групповой деятельности:

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности.

Начало работам по изучению эффективности групповой деятельности было положено в школе групповой динамики. В них были выявлены некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы:

· зависимость эффективности от сплоченности группы

· от стиля руководства

· влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т.д.

Модель Штайнера предлагала формулу вычисления продуктивности индивида, особенно в связи с эффективностью руководителя, но может быть использована и для анализа продуктивности группы:

Актуальная Потенциальная Нереализованная

продуктивность = продуктивность + продуктивность

Деловой лидер в группе «отвечает» за первый показатель, т.е. он обязан мобилизовать все имеющиеся в группе ресурсы. За второй показатель – эмоциональный лидер, он должен минимизировать потери, предотвратить возникновение в группе напряженности и т.п.

Продуктивность группы есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы групповой деятельностью (эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной) Акцент на роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, на уровнях развития группы на основе развития этой деятельности.

Группы, находящиеся на разных стадиях развития обладают различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач:

1. группа, находящаяся на ранних этапах развития, успешно решает более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого.

2. следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности.

3. если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы.

Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, это — критерий общественной значимости задачи. Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень — наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания) (Г.М. Андреева, Социальная психология: учебникдля высших учебных заведений, 2006. с. 226-230)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: