Новый подход в психологических теориях

Я полагаю, что в области построения теорий это третье течение в психологии окажет живительное действие; по существу, элементы этой живительной силы уже появля­ются. Будет усиливаться тенденция, направленная на построение теорий, связанных с фундаментальными проблемами человеческого существования. Есть основа­ние полагать, что будут развиваться по-настоящему пси­хологические теории, которые послужат дополнением к некоторым чисто физиологическим теориям прошлого. Можно думать, что в построении теорий будет больше свободы и свежести, коль скоро мышление вырвалось из рамок, предписанных ему последовательным бихе­виоризмом.

Я полагаю, есть основание считать, что теоретиче­ские формулировки, которые возникнут в этой области, будут в большей степени связаны с процессом, или, как говорит Бриджмен, с «поступками и событиями», чем со «статическими элементами» и абстракциями. Я ду­маю, что это является одной из важных функций тео­рии. Несколько лет назад я попытался сформулировать подобную точку зрения, утверждая, что «объективное исследование изучает явления застывшими, заморожен­ными в определенный момент, чтобы дать нам точное представление о взаимосвязях, существующих в этот момент времени. Однако процессы ферментации, крово­обращения или расщепления атома — как правило, теоретически обоснованные - дают нам представление о непрерывном движении...».

Пример теоретического понятия, возникшего подоб­ным образом, можно найти у Гендлина в его тонком описании преконцептуального процесса приобретения опыта и способа его функционирования при создании личностного значения. Мы видели концепцию, берущую свое начало, из натуралистического наблюдения, чисто феноменологическую по происхождению, которая помо­гает перекинуть мост через пропасть между субъектив­ным и объективным постольку, поскольку она пригодна для объективных исследований.

Несмотря на риск чрезмерного упрощения, позволь­те мне попытаться выделить основные положения концепции Гендлина и причины, по которым он считает ее важной для разработки новых теорий и более адекват­ных научных исследований.

Переживание опыта связано с непрерывным ощуще­нием обладания опытом, «тем отчасти неоформленным потоком ощущений, который имеется у нас в каждый момент». Оно преконцептуально и содержит имплицит­ные значения. Это нечто, что, в общем, предшествует символизации, или концептуализации. Оно может быть доступно индивиду путем прямой связи, т.е. человек может прислушиваться к этому потоку переживаний внутри себя. Такая прямая связь представляет собой дифференциацию, основанную на субъективной фикса­ции человека, обращении им внимания на переживание опыта. Переживаемый опыт может, быть символизиро­ван, а символизация основана на этой- прямой связи человека со своим опытом, более сложные - символиза­ции опыта могут развиваться другим путем, и их мы называем «концептуализацией». Значение образуется во взаимодействии между опытом и символами. Таким образом, по мере того, как индивид обращается к сво­ему опыту, имплицитные значения символизируются в виде «Я сердит», или «Я согласен с тем, что он гово­рит», или «Мне не нравится то, что здесь происходит». Таким образом, наши личностные значения формиру­ются в этом взаимодействии. Более того, всякий эле­мент опыта, всякий его аспект может символизировать­ся все далее и далее на основе непрерывного внутрен­него внимания к нему, Дальнейшее уточнение и диффе­ренцирование значений могут быть достигнуты путем символизации на основе любого опыта. Так, например, индивид, ощущающий дисгармонию с тем, что вокруг него происходит, может продолжать обращаться к своим внутренним ощущениям и сформировать из них дальнейшие значения: «Мне не по себе, потому что я не люблю видеть, как другому причиняют боль», «Нет, даже более того. Меня к тому же возмущает его власть», «Я полагаю, что здесь есть еще один аспект: я боюсь, что он мне может причинить боль». Таким об­разом, непрерывный поток все более и более уточнен­ных значений может «меть в своей основе единствен­ный момент опыта.

Я так подробно описал эту концепцию, чтобы пока­зать, в какой степени она имеет экзистенциальную ори­ентацию, феноменологическую основу. Тем не менее, как указывает Ген длин, опираясь на эту концепцию опыта, мы сможем отобрать и создать научные перемен­ные для экзистенциальных категорий человека, которые затем могут быть операционально определены и пройти эмпирическую проверку. Его подход составляет один шаг в преодолении субъектно-объектной дихотомии, которая на сегодняшний день ограничивает наше поз­нание,

Я ограничусь тем, что приведу несколько других примеров построения теорий, которые в своей основе имеют экзистенциально-феноменологическую направленность. Таким примером может служить возникновение «Я-теории» (Оллпорт, Маслоу, Мустакас). Переосмысление мотивации, стимула и реакции, обучения, всех явлений психологического содержания с точки зрения перцепции хорошо показано в других работах, например в книге «Восприятие, поведение, становление» (Комос и Снайг), само название которой дает представление обо всем диапазоне теорий, которые затрагиваются в этом томе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: