Создание системы мотивации труда

Мотивация – это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. Мотивация является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль. Мотив – побуждение к активной деятельности личности или социальной группы, связанное со стремлением их удовлетворить свои потребности.
Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер. Активация мотивов происходит под влиянием стимулов. Стимул – внешнее побуждение к действию, толчок, внешняя побудительная причина. Т.Е. мотив характеризует стремление работника получить блага, а стимул – это сами эти блага. По содержанию стимулы бывают экономические и неэкономические. Экономические – это когда в результате выполнения определенных требований люди получают выгоды, превышающие их благосостояние (например, премии). Неэкономические – оказывают положительное влияние на мотивацию (продвижение по службе). Неэкономические стимулы делятся на материальные и моральные. Материальные – заработная плата, денежная натуральная форма оплаты труда, премии, компенсации и т.д. Моральные – удовлетворяют духовные и нравственные потребности человека (благодарности, грамоты, почетные звания и т.д.).

В зависимости от того, какие цели преследует мотивация персонала можно выделить два вида мотивирования: внутренняя (самостоятельно создаваемые факторы - ответственность, независимость, интересная и бросающая вызов работа, которые влияют на людей, заставляя их вести себя определенным образом) и внешняя (то, что делается для людей, чтобы мотивировать их – похвала, продвижение повышенная оплата, наказания).

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Наиболее широко известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак - Клелланда, теория двух факторов Герцберга. А. Маслоу и К. Альдерфером выдвинуты теории иерархии потребностей. В основе теории мотивации Маслоу ("пирамида Маслоу") лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии (физиологические потребности; потребности в безопасности; социальные потребности; потребности в признании и уважении; потребности самореализации), причем потребности более высокого уровня возникают, когда удовлетворены потребности более низкого уровня, то есть движение потребностей идет снизу вверх. А Альдерфер выделил не пять, а три класса потребностей: потребности существования, потребности связи и потребности роста. В двухфакторной модели Ф. Герцберга выделяются две группы факторов: гигиенические (условия работы, заработок, отношения с коллегами и подчиненными) и мотивации (успех, продвижение по службе, высокая ответственность, возможность творческого роста). Что касается процессуальных теорий, то они не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей не всегда определяется только ими. Поведение личности зависит от его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Адамса и теория Портера-Лоулера (люди будут лучше мотивированы, если с ними обращаться справедливо.)

Выделяют два метода мотивации персонала: материальное и нематериальное. Материальное имеет два основных вида:1. Материальное денежное(тарифам и окладам, премии, штрафы и др.) 2. Материальное неденежное (жилье, путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы). Нематериальноое стимулирование делится на: морально-материальное (создание необходимых условий высокопроизводительного труда (оптимальная организация рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов, достаточную освещенность, темп, режим труда и др.), продвижение по службе, стимулирование свободным временем); и морально-психологическое(признание, похвала, критика)

В системе ЖКХ можно выделить следующие формы стимулировавния персонала:Заработная плата, Бонусы - разовые выплаты из прибыли предприятия, Участие в прибылях, Стимулирование свободным временем, Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом, Организация питания, Программы медицинского обслуживания, Программы выплат по временной нетрудоспособности - покрытие расходов по временной нетрудоспособности, Доски почета ит.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: