Методы принятия решений. Управленчесоке решение-выбор осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации

Управленчесоке решение-выбор осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации.

Классификация управленческих решений: 1) Степень повторяемости

Проблемы: Традиционные- Нетипичные; 2) Значимость цели: Стратегические –Тактические; 3) Сфера воздействия: Глобальные -Локальные; 4) Длительность реализации: Долгосрочные -Краткосрочные; 5) Прогнозируемые последствия Решения: Корректируемые -Некорректируемые; 6) Метод разработки решения: Формализованные -Неформализованные; 7) Количество критериев выбора: Однокритериальные -Многокритериальные; 8) Форма принятия: Единоличные -Коллегиальные; 9) Способ фиксации решения: Документированные -Недокументированные.

Взаимосвязь стиля руководства с процессом принятия управленческого решения: 1)Авторитарный (Дает распоряжение специалистам, Сам определяет критерии выбора и ни с кем не обсуждает, Сам выбирает альтернативу, которая по его мнению наилучшая, Принимает решения единолично, Приказывает подчиненным реализовать решение, Будет контролировать каждый шаг подчиненных.) 2)Демократический (Дает распоряжение специалистам, Начинает обсуждение с заместителем начальника, Определяет критерии с привлечением собственников, Предлагает разработать сотрудникам альтернативы, и сам занимается тем же, Во время обсуждения выбирает наилучшую альтернативу, Добиваться согласия с сотрудниками всей организации, Следит за тем, как реализуются решения ), 3) Либеральный ( Дает распоряжение специалистам, Решением проблемы занимаются руководители на местах, а основной руководитель старается уйти в тень, Соглашается с тем, что ему предлагают, Разработкой альтернативы занимаются сотрудники, Соглашается с тем, что ему предлагают, Предпочитает не вмешиваться).

Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Интуитивные решения -базируется на интуиции, на ощущениях того, что выбор сделан правильно. Используется для решения относительно несложных проблем, используется личный опыт, проницательность в большей степени, чем последовательная логика или четкие умозаключения.

Рациональные решения обосновываются систематическим анализом проблем, выбором одной альтернативы из нескольких. Рациональные решения не зависят от прошлого опыта. Рациональное решение проблем представляет принятие решений как процесс, состоящий из нескольких этапов принятия решений: -целеполагание, -выявление проблемы,-исследование проблем и постановка диагноза,-поиск путей решения проблемы,-оценка всех альтернатив и выбор наилучшей,-согласование,-утверждение решения, подготовка к вводу решения в действие,-упр-е применением решения, -оценка эффективности.

В разных условиях(определённость и неопред-ть) исп-ся различные методы. Решения принимаются в усл-ях определенности, если менеджеру известны исходы по каждой из альтернатив.

Методы выбора альтернатив управленческого решения(Групповые): 1)Метод “мозговой атаки”- коллективное решениие творческой задачи. 2)Метод свободных ассоциаций-члены группы предлагают слово, понятие, и оно может стать базисом для установления ассоциативных связей. 3)Метод 635- Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. 4) Метод Дельфи- многоуровневая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга.

10.Внутренняя и внешняя среда бизнеса в домоведении.

Внутренняя среда организации – совокупность ресурсов, которыми она обладает, имеющиеся связи между частями организации, а также формы управления. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Основной целью большинства организаций является получение прибыли. Крупные организации – многоцелевые(разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров, определение рынка сбыта и т.д.). Структура – состав отделов, служб, производственных подразделений в составе предприятия. Организационная структура управления — упорядоченная совок-ть взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Выделяются несколько основных типов организационных структур управления:- линейная;- функциональная;- линейно-функциональная; - дивизиональная. Линейная -управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем. Функциональная структура - хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным фикциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. Линейно-функциональная – предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Осн.роль функциональных подразделений состоит в подготовке проектов решений, кот.вступают в силу после утверждения их соответствующими линейными руководителями. Дивизиональная структура – совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Проектная структура -формируется команда на временной основе для разработки проекта. Матричная структура - исполнитель может иметь двух и более руководителей (один – линейный, другой – руководитель программы или направления).

Под задачей понимается предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. При разработке структуры на каждую должность возлагается ряд задач для достижения цели. Технология – это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. (квалифицированные навыки, оборудование). Люди -человеческая переменная рассматривается в управлении в трех направлениях: поведение людей, менеджер в роли лидера, влияние менеджера на поведение отдельных людей или групп.

Также в рамках внутренней среды нек.авторы выделяют: -технико-технологическую составляющую, -кадровую составляющую(персонал),-орг.структуру, -орг.структуру управления,-информацию(каналы передачи, коммуникация),-финансовые ресурсы.

Внешняя среда-внешнее окружение предприятия, к изменению которого оно д.приспосабоиваться и вносить изменения в свою внутреннюю среду. Осн. Характеристики внешней среды: -сложность,-взаимосвязь и взаимодействие факторов, -подвижность,-неопределенность. Факторы прямого воздействия: 1)гос-во, гос.органы; 2)покупатели; 3)поставщики; 4)конкуренты; 5)СМИ. Факторы косвенного воздействия: 1)технико-технологические факторы; 2)экономические; 3)социальные; 4)политические.

В ходе исследования факторов косвенного воздействия используются так называемый PEST -анализ. В ходе PEST-анализа предприятие старается выявить благоприятные и неблагоприятные тенденции по каждому из основных факторов «макросреды» (политические, экономические, социальные и технологические), и на этой основе решить вопрос о продолжении своей работы. Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. Его задача-определить сильные и слабые стороны организации, выявить возможности, которые предоставляет окруж.среда, угрозы, исходящие из нее и построить матрицу SWOT-анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: