Q = 80 + 10К2 + 10L, К – количество капитала, L – количество труда, то предельный продукт труда равен…
а) MPL = 20
б) MPL = 20К;
в) MPL = 10;
г) MPL = 80 + 10К;
д) MPL = 20К + 10.
7. Если функция общих затрат фирмы имеет вид TC = 50Q + 0,02Q2 – 2Q3 + 200, то средние постоянные издержки (AFC) фирмы при Q = 5 составят:
а) 50;
б) 200;
в) 40;
г) 0,8.
8. Рассчитайте общие издержки, если в краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 д.е., средние постоянные – 0,5 дол.:
а) 2,5 д.е.;
б) 1250 д.е.;
в) 750 д.е.;
г) 1100 д.е.
9. Рассчитайте постоянные издержки пяти единиц товара, если общие издержки фирмы в краткосрочном периоде при Q = 0 равны 18 д.е.:
а) 20 д.е.;
б) 60 д.е.;
в) 28 д.е.;
г) 18 д.е.
10. В краткосрочный период фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 ден. ед., средние постоянные издержки – 0,5 ден. ед. Общие издержки составят…
а) 1000;
б) 2,5;
в) 1250;
г) 250.
11. В краткосрочный период фирма производит 600 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 4 ден. ед., средние постоянные издержки – 2 ден. ед., выручка фирмы равна 4000 ден. ед. Прибыль составит…
а) 1600;
б) 3992;
в) 400;
г) 2800.
12. В создание фирмы вложили 2 млн. руб. Валовой доход за год за год составил 8 млн. руб., бухгалтерские издержки – 5 млн. руб. Банковский процент по вкладам составляет 10% годовых. Экономическая прибыль составляет…
а) 2,8;
б) 3;
в) 1;
г)7,8
Тема 8. Деятельность фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
План:
8.1.Конкуренция и ее виды
8.2. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции
8.3. Основные модели рынка несовершенной конкуренции
8.4. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
8.5. Деятельность конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
8.6. Особенности поведения фирмы в условиях несовершенной конкуренции
8.1. Конкуренция и ее виды
Термин «конкуренция» означает соперничество, столкновение различных интересов. В рыночной экономике конкуренция естественна и неизбежна, меняются только ее формы и методы.
Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.
Характерные черты конкуренции:
1) жестокость, конфликтность взаимодействия между предпринимателями;
2) взаимное соперничество;
3) суверенное право участников конкуренции на реализацию своего экономического интереса неизбежно приводит к столкновению интересов, к достижению своего интереса за счет других.
Конкуренция между предпринимателями за потребителя вызывает соответствующие методы конкурентной борьбы: снижение цен за счет уменьшения издержек производства и обращения, улучшение качества, соответствие товара (услуги) необходимым требованиям, послепродажный сервис и т.д. Поэтому методы конкуренции могут быть:
- ценовые, связанные с возможностью снижения цен;
- неценовые, связанные с изменением свойств продукции, приданием ей качественно новых свойств в создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей и новых, не существующих ранее, совершенствование услуг, соответствующих товару (гарантийный и послегарантийный ремонт, обучение персонала и т.д.).
Ценовая и неценовая конкуренция всегда существуют вместе, речь может идти лишь о преобладании того или иного метода.
Исторически конкуренция в рыночной экономике начиналась с преобладания методов ценовой конкуренции. Такое положение было характерно для периода совершенной (свободной) конкуренции, который был примерно до середины XIХ в. Конкуренция – одна из функций рынка, а рынок – производное от производства. Характер отношений в сфере производства определяет характер конкуренции на рынке. До середины XIХ в. в производстве были небольшие по размерам предприятия, производителей было великое множество. Но с середины XIХ в. ситуация в производстве начинает меняться: процесс концентрации и централизации капитала в производстве привел к укрупнению предприятий, их объединению, к появлении, монополий. Эти процессы привели к существенному изменению конкуренции на рынке – наряду с совершенной появилась несовершенная конкуренция.
8.2. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции отвечает следующим условиям:
Однородность продукции означает, что продукция фирм в представлении покупателей совершенно взаимозаменяема. Разница в ценах – единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.
Малые размеры и многочисленность субъектов рынка предполагают большое количество продавцов и покупателей, доля продаж (покупок) которых в общем объеме рыночных операций незначительна. Однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий предопределяют неспособность отдельных рыночных субъектов влиять на цену.
Отсутствие барьеров означает свободу входа на рынок совершенной конкуренции и выхода с этого рынка.
Совершенная информации – информация о ценах, технологиях производства, возможных прибылях, доступная для всех.
К преимуществам данного типа конкуренции можно отнести прежде всего выпуск наиболее полезной, пользующейся спросом у потребителей продукции, а также то, что товары производятся с наименьшими возможными издержками, т. е. производство осуществляется наиболее эффективным способом. В качестве недостатков называют ограниченную возможность использования технических новшеств малыми по размеру предприятиями.
8.3. Основные модели рынка несовершенной конкуренции
Условиями несовершенной конкуренции являются:
а) неоднородность продукции;
б) значительная доля рынка у отдельных производителей;
в) наличие барьеров;
г) несовершенство рыночной информации;
д) несовершенная конкуренция представлена несколькими моделями.
Рассмотрим основные модели рынка несовершенной конкуренции.
Чистая монополия – это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Чистый монополист диктует цену, так как он контролирует предложение в отрасли. При этом отрасль имеет возможность выбора как цены, так и объема выпускаемой продукции. Вступление в отрасль заблокировано. Барьеры для вступления в отрасль:
1. Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использованием современных технологий, следовательно, снижение средних издержек на единицу продукции в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом. К таким отраслям относятся газовая, нефтяная, энергетическая и т. п. отрасли промышленности.
2. Отрасли естественной монополии, конкуренция в которых либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государство предоставляет исключительные привилегии. К таким отраслям относится энергоснабжение, водоснабжение, общественный транспорт и т. п. В обмен на предоставление исключительных прав быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля за ценой.
3. Административные барьеры, в качестве которых выступают лицензии, патенты. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путем выдачи лицензий. К примеру, это касается телевизионных компаний, компаний, производящих крепкие алкогольные напитки.
4. Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы. Данный барьер препятствует вхождению в отрасль потенциальных конкурентов.
Все эти барьеры являются весьма существенными в краткосрочный период. В долгосрочном периоде они могут быть преодолены. Чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами.
Другой моделью рынка несовершенной конкуренции является олигополия. Она представляет собой рыночную структуру, при которой в отрасли функционирует ограниченное число крупных предприятий, вхождение в отрасль обусловлено высокими барьерами. Если три-четыре фирмы охватывают по крайней мере 70% рынка, то отрасль можно охарактеризовать как олигополистическую. Выделяют классическую (жесткую) олигополию, при которой в отрасли главную роль играют 3-4 фирмы, и аморфную (мягкую), когда основную часть продукции отрасли выпускают 6-8 фирм. Традиционный пример олигополистической отрасли – автомобилестроение.
Характерной особенностью олигополии является высокая степень взаимозависимости и координации действий. Олигополисты учитывают и согласовывают вопросы, связанные с такими мероприятиями, как: раздел рынка и проведение единой ценовой политики.
Стремление скоординировать действия сближает олигополию с монополией. В современной экономике существуют прямо противоположные точки зрения на экономические последствия олигополии и их эффективности. Традиционная точка зрения полагает, что олигополия является менее желательной, чем чистая монополия, так как чистая монополия в различных странах подвергается более жесткому государственному регулированию. Традиционная точка зрения оспаривается концепций Шумпетера – Гэлбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов экономического прогресса. Кроме того, существование барьеров для вступления в отрасль дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыль, определенную часть которой можно направить на научно-исследовательские разработки. В результате олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению качества продукции, снижению издержек производства на единицу продукции, установлению более низких цен.
Следующая модель рынка несовершенной конкуренции — монополистическая конкуренция — включает отрасли, состоящие из большого числа предприятий, которые производят дифференцированные продукты. Для монополистической конкуренции в отрасли может быть 25-70 предприятий. Наличие сравнительно большого числа предприятий дает гарантию невозможности тайного сговора по поводу согласованных действий в целях повышения цен и ограничения объемов производства. Вступление в отрасль не очень сложно. В то же время по сравнению с совершенной конкуренцией при вхождении в отрасль могут возникнуть финансовые барьеры. Сегодня множество отраслей функционирует в условиях монополистической конкуренции. В основном они производят товары и услуги конечного потребления. К ним относят пищевую, обувную, парфюмерно-косметическую, др. Конкуренция в таких отраслях очень высока в связи с несложным доступом новых фирм к возможности использования различных форм дифференциации продукта.
Далее рассмотрим деятельность отдельно взятой фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции.
8.4. Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
В деятельности конкурентной фирмы различают краткосрочный и долгосрочный периоды. Автором «долгих» и «коротких» периодов является А. Маршалл. Во втором томе «Принципов экономической науки» он пишет: «Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса» (Маршалл А. Принципы экономической науки. С. 60); «В долгие периоды динамика объема средств производства приспосабливается к спросу на продукцию этих средств производства (там же. С. 64).
Целью всякой фирмы в современной экономике является максимизация прибыли (8.1).
П = TR – TC, (8.1)
где П – прибыль; TR – валовой доход; ТС – валовые издержки.
TR = p*Q, (8.2)
где р – цена; Q – объем реализованной продукции.
Таким образом: П = p*Q – TC.
Исходя из наших рассуждений, величина прибыли зависит от цены, объема и валовых издержек. Цена в условиях совершенной конкуренции не зависит от деятельности конкурентной фирмы и не является фактором, которым можно управлять. Это внешнее условие деятельности фирмы, которая на рынке совершенной конкуренции является ценополучателем. Валовые издержки также во многом зависят от объема выпускаемой продукции. Таким образом, главным фактором, от которого зависит объем прибыли для совершенно конкурентной фирмы выступает количество выпускаемой продукции. Существует два способа определения оптимального количества продукции:
1. Сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС).
2. Сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).
При этом возможны три принципиальных варианта поведения фирмы:
а) производство ради максимизации прибыли;
б) производство ради минимизации убытков;
в) прекращение производства.
Рассмотрим перечисленные варианты более подробно.
Сравнение TR и ТС:
а) случай максимизации прибыли. Допустим, на продукцию фирмы установился высокий уровень цены p. Любой объем производства на участке Q0Q2 принесет фирме прибыль. Но только при условии выпуска Q1 единиц продукта прибыль достигнет своего максимального значения. Таким образом, конкурентная фирма выберет объем производства Q1 единиц продукции, при котором разность (TR – ТС) максимальна (рис.8.1).
Рис. 8.1. Сравнение TR и ТС (случай максимизации прибыли)
б) случай минимизации убытков. Допустим, что на продукцию фирмы установился некий средний уровень цены р .В результате сравнения валового дохода и валовых издержек TR оказался меньше ТС. Фирма терпит убытки, но она не закроется. Существует правило: если TR > VC, фирма будет продолжать производство, так как полученный доход TR позволяет покрывать все переменные издержки (VC) и даже часть постоянных издержек (FC). В данном случае перед фирмой стоит задача минимизации убытков. Эта задача решается в точке Q0, когда разность (TR – ТС) минимальна (рис. 8.2).
Рис. 8.2.Сравнение TR и ТС (случай минимизации убытков)
в) случай закрытия. Допустим, на продукцию фирмы установился низкий уровень цен р . В результате сравнения оказалось, что валовые издержки больше валового дохода. Причем переменные издержки также больше, чем валовой доход. В этом случае фирма прекратит производство (рис. 8.3).
Рис. 8.3. Сравнение TR и ТС (случай закрытия)