Сравнение MR и МС

Более точным способом определения оптимального объема производства является сравнение предельного дохода (MR) и пре­дельных издержек (МС).

Рассмотрим также три возможных случая:

а) случай максимизации прибыли. Допустим, что на продукцию фирмы установился высокий уровень цен р . До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать превышение предельного дохода над предельными издержками, фирма будет наращивать производство. Когда дополнительный объ­ем производства приведет к превышению предельных издержек над предельным доходом, фирма прекратит расширять производство. Пе­реломной точкой станет равенство MR и МС. Это точка максимиза­ции совокупной прибыли фирмы при условии, что АТС < MR (рис. 8.4).

Рис. 8.4.Сравнение MR и МС (случай максимизации прибыли)

б) случай минимизации убытков. Допустим, на рынке установ­лен средний уровень цен.

В результате снижения цены предельный доход фирмы умень­шится, и АТС окажутся больше, чем предельный доход. Существует правило: в случае АТС > MR фирме выгодно продолжать производ­ство продукции, если MR > AVC, так как полученный доход позво­лит компенсировать все AVC и даже часть AFC (средних постоянных издержек). Точка Q2 соответствует точке минимизации убытков (это точка равенства MR и МС) (рис. 8.5).

Рис. 8.5.Сравнение MR и МС (случай минимизации убытков)

в) случай закрытия. Предположим, что рынок установил цену на низком уровне р . Используя правило: MR = МС, можно определить, что наиболее оптимальный объем производства находится в точке Q3. Однако в этом случае предельный доход не превышает не только АТС, но и AVC. Фирма не сможет компенсировать даже части своих AFC. Единственный выход в данном случае – прекратить производство (рис. 8.6).

Рис. 8.6. Сравнение MR и МС (случай закрытия)

8.5. Деятельность конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него от­крыт для всех фирм. Поэтому в долгосрочном периоде высокие прибыли привлекут дополнительные ресурсы в отрасль. Напротив, убытки приведут к оттоку ресурсов из отрасли. Возможны три варианта:

Если установившейся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек (p>ATC), то возможность получения экономических прибылей привлечет новые фирмы в данную отрасль (рис. 8.7).

Рис. 8.7.Случай вхождения в конкурентную отрасль новых фирм

Если установившейся в отрасли уровень рыночных цен ниже минимума АТС (p<ATC), то экономические убытки вынудят фирмы переместить свои ресурсы в другие отрасли (рис. 8.8).

Если установившейся в отрасли уровень рыночных цен равен минимуму средних издержек (p = ATC), то это свидетельствует о безубыточности действующих в конкурентной отрасли фирм. В этом случае у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее (рис. 8.9).


Рис. 8.8.Случай оттока фирм из отрасли

Рис. 8.9.Случай равновесия в отрасли

8.6. Особенности поведения фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Рассмотрим особенности поведения фирмы – несовершенного конкурента на примере чистой монополии. В отличие от совершенно конкурентной фирмы фирма-монополист является ценоискателем. Она решает не только проблему выбора оптимального количества производимой продукции, но и определяет цену на эту продукцию.

Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы-моно­полиста (рис. 8.10).

Рис. 8.10.Взаимодействие цены и спроса на продукцию монопольной фирмы

Существование обратной связи между объемом производства (Q) и ценой (р) имеет следствие: власть над рынком самого могуще­ственного монополиста не является абсолютной.

Неумеренное завышение цен монополистом приведет к сокращению его доходов.

Другая особенность монопольного рынка – ускоренное падение предельного дохода монополиста по сравнению со снижением цен на его продукцию (рис. 8.11).

Теперь рассмотрим следующее:

- какой объем производства выберет монополистический Производитель;

- какую цену он установит на свою продукцию.

Рис. 8.11.Предельный доход и цена в условиях чистой монополии

Пользуясь правилом максимизации прибыли (МС = MR), монополист будет производить Q0 единиц продукции (совершенный кон­курент стал бы производить Q1 единиц продукции – точка пересече­ния кривой предложения фирмы МС и кривой спроса D).

При данном (Qo) объеме производства рынок «примет» цену, равную ро (как результата взаимодействия спроса d и предложения Qo). Рынок совершенной конкуренции установил бы цену на уровне p1 (соответствует пересечению предложения фирмы МС и спроса D) (рис. 8.12).

Рис. 8.12. Формирование объема производства и цены на продукцию чисто монопольной фирмы

Вывод: типичными послед­ствиями несовершенно конкурентного рынка являются:

а) недопроизводство товаров (Qo < Q1);

б) завышение цен (ро > p1);

в) как результат двух названных выше особенностей – получение монополистической прибыли.

Современные экономисты считают, что распространение моно­полий снижает экономическую эффективность. Кроме того, возникает явление Х-неэффективности – бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Показатель монопольной власти определяют с помощью индекса Лернера, который подсчитывается по формуле (8.3):

, (8.3)

где P – монопольная цена; MC – предельные издержки.

Поскольку при совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р = МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы рыночной власти.

Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля-Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman Index или HHI), который рассчитывается по формуле (8.4):

, (8.4)

где Si – рыночная доля компании; N – количество всех компаний.

Этот индекс может иметь значение от 0 до 10.000 (или от 0 до 1,000). Он являет собой сумму квадратов рыночных долей всех компаний определенной отрасли, причем большее значение индекса будет означать более концентрированный рынок (следовательно, меньше конкуренции и больше рисков для клиентов).

В США любое слияние компаний, которое повышает индекс Херфиндаля-Хиршмана на 0,1 пункт (или 100 пунктов) на рынке средней концентрации (и на 0,05 / 50 пунктов на рынке с высокой концентрацией), автоматически приводит к применению к этому случаю антимонопольного законодательства.

Негативные последствия монополизации экономики привели к необходимости борьбы с данным явлением. В 1890 году под давлени­ем народных масс в США был принят первый антитрестовский антимонопольный закон, разработанный сенатором Джоном Шерманом, в котором говорилось: «Всякий договор, объединение в форме треста или в любой иной форме либо договор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранными государства­ми объявляется незаконным».

В России первые монополии появляются не в промышленности, а в страховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписа­ли конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми ком­паниями, которые остались вне конвенции. Первая промышленная монополия была создана в 1882 году, когда пять заводов по произ­водству стальных рельсов образовали Союз рельсовых фабрикантов сроком на пять лет.

Тотальной монополизацией экономики характеризовался совет­ский период развития нашей страны. Так, в конце 80-х годов прошло­го века более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции.

Переход российской экономики на рыночные принципы потре­бовал разработки абсолютно нового для нашей страны законодатель­ства — антимонопольного. Основу его составил принятый в 1991 го­ду закон «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках».

Антимонопольные законы приняты практически во всех странах, они имеют свои особенности, различия, но между ними есть и общее: все они:

- стоят на защите интересов потребителей;

- защищают конкуренцию;

- защищают мелкий и средний бизнес.

Можно выделить антитрестовскую и антикартельную направленность законодательства.

Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых входящие в них фирмы утратили свою самостоятельность и такой союз угрожает конкуренции.

Антикартельные законы – направлены на противодействие различного рода сговорам фирм (типа картеля) относительно рынков сбыта, установление единых завышенных цен и т.п. Они более радикальны, т.к. стимулируют не только конкуренцию, но и диферсификацию производства.

Во многих странах, в том числе и в России антимонопольное законодательство включает меры, направленные против недобросовестной конкуренции. Это методы:

- самовольное использование чужого товарного знака, маркировки товаров, копирование формы, упаковки т.д.;

- распространение ложных сведений о конкурентах;

- некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности;

- оказание влияния на решение конкурентов;

- приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия;

- введение в заблуждение потребителя;

- прямой обман потребителя и заказчика.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое конкуренция? Раскройте основные виды конкуренции?

2. Чем отличается чистая конкуренция от чистой монополии?

3. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции? Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?

4. Какие характерные черты присущи монополистической конкуренции, олигополии?

5. Какие модели рынка имеются в рыночной экономике?

6. Как изменяется степень контроля над ценой от чистой конкуренции к чистой монополии?

7. Каковы причины возникновения монополии?

8. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополии?

9. Каковы задачи антимонопольного законодательства?

10. Практика проведения антимонопольной политики в России и зарубежных странах.

11. Перечислите основные цели антимонопольной политики.

Практические задания:

1. К какому типу рынка Вы отнесете:

а) автомобильную промышленность;

б) черную металлургию;

в) легкую промышленность;

г) сферу услуг.

2. Можно ли считать фирму «СМ» («Смерть мышам»), расположенную в Тамбове и производящую мышеловки, чистым монополистом, если:

а) эта фирма является единственной в Тамбове, выпускающей мышеловки;

б) кроме «СМ» есть еще две фирмы в России (В Пскове и Хабаровске), которые также выпускают мышеловки;

в) кроме фирмы «СМ» имеется фирмы «Ландыш», производящая женские духи и антимышиные аэрозоли; в Тамбове действует местное отделение общества охраны животных, занимающееся дрессировкой домашних котов, действует платная служба борьбы с грызунами?

3. В каком-то ограниченном районе около тридцати фермеров выращивают картофель. Кроме них в этом районе картофель не выращивает и не продает. Каждый из фермеров занимается картофелеводством в одиночку, «на свой страх и риск». Проблемы у них общие: высокие издержки, поиски улучшенных сортов, плохие хранилища, зависимость от транспорта. Обдумав ситуацию, фермеры пришли к выводу о необходимости объединяться. Какие варианты объединения можно предложить фермерам? Как сделать так, чтобы объединение было фермерам выгодно? Как будет называться данная модель рынка?

4. В алюминиевой промышленности США до конца второй мировой войны все производство алюминия было сосредоточено на предприятиях одной фирмы – «Алкоа». Для разрушения монопольной ситуации государство выделило из бюджета субсидии на создание двух конкурирующих фирм – «Рейнолдс» и «Кайзер».

Какая рыночная модель возникла на месте какой рыночной модели, действовавшей в производстве алюминия? Какими другими способами могло быть нарушено монопольное положение фирмы «Алкоа»?

5. Вы случайно не забыли «Золотой ключик» А. Толстого? Если помните, Дуремар занимался единственным в своем роде промыслом: ловлей пиявок. Поскольку он был единственным специалистом в этой области, то можно предположить, что цены на пиявки он устанавливал сам и никто не мог помешать ему в этом. Следовательно, он был ________. Если допустить, что этим же промыслом решил заняться и Буратино, то ситуация коренным образом изменилась бы: цена стала бы зависеть от конкурентной борьбы Дуремара с Буратино, от соотношения количества выловленных пиявок к каждым из них. Причем на каждое изменение цен на пиявки Дуремаром Буратино должен был бы каким-нибудь образом отреагировать. Кем стали Дуремар и Буратино _________? Если же ловлей пиявок занялась бы половина жителей сказочного города, то установилась бы единая рыночная цена, причем для каждого пиявколова эта цена представлялась бы внешней, т.е. заданной рынком без его влияния. Эта модель рынка называется __________. Часть жителей города, не выдержав конкуренции в ловле пиявок, разорилась бы, оставшиеся 25 человек продолжили бы занятия в этой отрасли, всячески рекламируя собственную торговую марку. Эта рыночная модель представляет собой _________. А если бы государство объявило свою монополию на отлов пиявок, тогда прерогативой государство стало бы установление цены на пиявок. Эту рыночную ситуацию можно назвать ___________.

Тестовые задания:

1. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы…

а) имеет отрицательный наклон;

б) представляет собой горизонтальную линию при данном уровне цены;

в) имеет положительный наклон;

г) представляет собой вертикальную линию при данном объеме спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: