Карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни человека.
Виды карьеры: По среде рассмотрения карьеру традиционно делят на профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.
Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.
Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:
1. n вертикальное. Под вертикальным направлением карьеры буквально понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
2. n горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре.
3. n центростремительное - Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации.
По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений можно выделить такие виды карьеры, как властная (рост влияния), квалификационная, статусная, монетарная (карьера дохода).
1. Властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации.
2. Квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки той или иной профессии.
3. Статусная карьера - это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы.
4. Монетарная карьера - это повышение уровня вознаграждения работника, а именно: уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых ему социальных льгот.
По степени устойчивости, непрерывности оправдано деление карьеры соответственно на устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную. Карьеру по возможности осуществления делят на потенциальную и реальную. По скорости, последовательности прохождения ступеней карьерной лестницы различают скоростную, нормальную суперавантюрную, авантюрную, типичную, последовательно-кризисную и другие виды карьеры.
Процесс управления карьерой включает следующие этапы:
1. Планирование карьеры.
2. Разработка моделей и планов развития карьеры.
3. Реализация планов развития карьеры.
4. Оценка эффективности процесса управления карьерой.
Оценка эффективности процесса управления карьерой. для оценки эффективности управления карьерой работников, используются следующие показатели:
· повышение эффективности управления организацией;
· повышение производительности;
· снижение текучести персонала;
· соотношение работников, принятых на ключевые должности извне, с теми, кто «вырос» до такой должности в стенах организации