Управление маркетингом представляет собой набор процедур и действий, направленных на организацию маркетинговой деятельности на предприятии.
Процесс управления маркетингом состоит из:
1. Анализ рыночных возможностей
· Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
· Маркетинговая среда.
· Рынки индивидуальных потребителей.
· Рынки предприятий.
2. Отбор целевых рынков
· Определение объемов спроса.
· Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке.
3. Разработка комплекса маркетинга (4P)
· Разработка товаров.
· Установление цен на товары.
· Методы распространения товаров.
· Продвижение товаров.
Различают два уровня управления маркетингом: стратегический маркетинг и тактический маркетинг.
Стратегический уровень управления маркетингом (маркетинговая стратегия) - долгосрочное согласование возможностей фирмы с ситуацией на рынке, т.е. в согласовании внутренней и внешней сред деятельности фирмы.
Тактический уровень управления маркетингом (маркетинговая тактика) ориентирован на формирование рыночного спроса на существующие товары и услуги компании.
Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, т. е. потребности покупателя, располагающего денежными средствами для приобретения тех или иных товаров и услуг.
Предложение — это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим, удовлетворяющим товаропроизводителя ценам.
Планирование в маркетинге направлено на решение следующих главных проблем:
· определение целей (например, освоение новых товаров или рынков, решение проблемы конкурентоспособности и др.), а также основных принципов и критериев оценки самого процесса планирования;
· формирование структуры и резервов частных планов, характера их взаимной связи (например, увязка планов реализации товаров на отдельных сегментах рынка, сбытовой и производственной деятельности зарубежных отделений и филиалов и т. д.);
· определение характера исходных данных, необходимых для планирования (состояние и перспективы рынка, текущие и предполагаемые в перспективе потребности конечных пользователей продукции предприятия, прогнозные данные об изменении товарной структуры внешних рынков и т. п.);
· определение общей организации процесса и рамок планирования (уровни компетенции и ответственности управляющих, права и обязанности организационно-структурных подразделений предприятия и т. п.).
При выборе маркетинговой стратегии в первую очередь должны быть учтены следующие ключевые факторы: конкурентные преимущества организации, цели организации, интересы и отношение руководства, финансовые ресурсы организации, квалификация персонала, обязательства организации по прежним стратегиям






