Понятие «миссия» трактуется по-разному:
1) основная общая цель или задача организации, которая становится при планировании ее деятельности.
2) в широком понимании миссия — это сформулированная философия, предназначение и смысл существования организации.
Миссия организации имеет важное значение для деятельности любого хозяйствующего субъекта независимо от его организационно-правовой формы. Прежде всего она является основой для формирования политики, которая выражается в разработке главной стратегической цели деятельности на перспективу, а также целей создающих условия для ее реализации.
В их состав входят программы, имеющие различные виды и сроки выполнения. Видение - перспективная картина будущего организации, необходимая для долгосрочной ориентации всех сотрудников предприятия. Стратегическое видение - взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс.
Цель - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели организации определяются после получения формулировки миссии; то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его миссии.
Классификация целей
По времени: долгосрочные (устанавливаются на 5 лет и более); среднесрочные (устанавливаются на период от 1 до 5 лет); краткосрочные (устанавливаются на 1 год).
У миссии существует своя финальный рубеж в отличие от видения – это период времени, по окончании которого она обязательно должна быть реализована. Миссию необходимо выразить так, чтобы ее выполнение совмещалось с напряжением сил в организации, с определенным риском деятельности.
Миссию необходимо выполнить в срок, который должен быть обязательно обозрим и незначителен (обычно – 5 лет) для того, чтобы современное поколение работников могло увидеть плоды своего труда. Так же, как видение, миссия подает общее направление деятельности организации. Миссия – это комплексная цель, для достижения которой организация работает и которую необходимо выполнить вовремя, по плану. Миссия состоит из внутренних и внешних ориентиров деятельности организации.
Содержание миссии содержит в себя следующие главные аспекты:
1) философию: необходимо сформулировать базовые точки зрения и ценности организации, являющиеся основанием для создания системы мотивации;
2) внутреннюю концепцию, при которой организация обрисовывает собственные слабости, уровень конкурентоспособности, причины выживания;
3) подробное описание товаров и (или) услуг, предлагаемых организацией;
4) характеристику рынка – организация находит своих новых потребителей, клиентов, пользователей;
5) цели организации, сформулированные в терминах выживания, роста, доходности;
6) технологию, т. е. характеристики оборудования, технологических процессов, инноваций в технологии;
7) внешний образ организации, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность ее перед партнерами, потребителями и обществом в целом. В этой части миссии необходимо передать впечатление, которое организация желает произвести на внешний мир.
Содержательные пункты отображаются в положении о миссии; их очередность и комбинирование могут быть многообразными в зависимости от решения конкретной организации.
Итак, перечислим пять основных этапов создания миссии организации:
• определить, кто будет участвовать в создании текста миссии. Небольшая группа авторов должна состоять из опытных людей, способных мыслить творчески, при этом, следует помнить о том, что превосходный специалист-тактик не всегда бывает хорошим стратегом и тем более хорошим редактором;
• установить оптимальные сроки и время работы над миссией;
• определить, кто будет читателем документа, потому что от этого зависит его структура;
• выработать стиль оформления и продумать, как и в какой форме документ будет представлен читателям;
• разработать программу ознакомления персонала организации с текстом миссии.
Выделению и анализу миссии организации, определяющей смысл организационной деятельности, отводится важное место в стратегическом управлении. Представленная в явном виде миссия включает в себя следующие понятия и взаимосвязь между ними: покупатели; продукция или услуги; рынки; технология; забота о выживании, росте и прибыльности, ценности; самооценка; имидж; отношение к персоналу.