Билет 5 1. Команды управления реализацией инвестиционных проектов

1. Команды управления реализацией инвестиционных проектов. ИП – это совокупность соединенных вместе намерений и планов практических действий по осуществлению инв. вложений и обеспечению заданных конкретных финансово-экономических, производственных и социальных результатов. У правление инвестиционным проектом – это процесс управления финансовыми, материальными, людскими ресурсами на протяжении всего цикла осуществления проекта с помощью современных прогрессивных методов управления в целях обеспечения максимальной экономической и социальной эффективности инвестиционных вложений. Управление инвестиционным проектом затрагивает практически все функциональные области менеджмента – стратегическое планирование, управление финансами, персоналом, производством, качеством, рисками и т.п. Эффективность работы команды менеджеров, управляющих подготовкой и осуществлением ИП, в значительной степени определяется их квалификацией и умением применять методы управления отдельными областями реализации проекта. При управлении реализацией проектов могут иметь место 3 подхода: При функциональном подходе предусматривается использование существующей линейно-функциональной структуры управления предприятием. Работы по управлению реализацией проекта распределяются между действующими функциональными подразделениями аппарата управления. Руководители этих подразделений обеспечивают выполнение поручаемых им заданий и несут ответственность за качество и результаты выполнения, а ведущий менеджер проекта осуществляет общую координацию выполнения заданий и работ. Сущность проектного подхода к построению структуры управления реализацией проекта состоит в создании самостоятельной команды, которой руководит менеджер проекта, а руководители функциональных отделов непосредственно не участвуют в управлении реализацией проекта, при этом их служебное влияние не распространяется на персонал этой структуры. При матричной структуре все сотрудники аппарата управления предприятия в соответствии со своей специальностью и квалификацией на определенных стадиях реализации проекта могут привлекаться к данной работе, а ведущий менеджер имеет возможность привлекать и более целесообразно использовать нужных специалистов. Практика выделяет три разновидности матричной структуры управления: При слабой матрице менеджер отвечает за координацию работ, но имеет ограниченные полномочия по распоряжению специалистами. При сбалансированной матрице менеджер координирует все работы по управлению реализацией и несет равную ответственность вместе с руководителями функциональных отделов и служб. При жесткой матрице менеджер несет полную ответственность за ход и итоги реализации. Участники примерной организационной структуры управления инвестиционным проектом: Руководитель проекта; Информационная группа, Административная группа, Менеджер-координатор проекта, Менеджер по проектированию, Группа финансов, учета и анализа, Группа контроля СМР, Группа комплектации оборудования, Группа приемки и опробования смонтированного оборудования, Группа маркетинга, Представители: инвестора, заказчика, генподрядчика, проектировщика, пусконаладочной организации. Субъекты инвестиционной деятельности и их задачи: Инвесторы: Акционеры (формирование команды, которая будет осуществлять проект, контроль за ходом работ по проекту) и кредиторы (мониторинг платежеспособности заемщика и выполнения им обязательств); заказчики (привлечение инвесторов, организация и осуществление ИП), исполнители работ (выполнение условий договора подряда); пользователи объектов инвестиционной деятельности (управление объектом инвестиционной деятельности, обеспечивающее получение запланированной прибыли), поставщики (соблюдение условий контракта на поставку сырья, материалов и т.п.; отслеживание своевременности и полноты оплаты заказчиком), государственные органы (надзор и контроль за выполнением участниками проекта требований законодательства, условий предоставления государственных гарантий, контроль за выполнением государственного заказа).

2. Подрядные торги, их назначение и порядок проведения. Договоры строительного подряда могут заключаться как в обычном порядке, т. е. путем вступления будущих контрагентов в прямой контакт, согласования ими всех необходимых условий будущего договора и его подписания, так и посредством проведения специальных подрядных торгов. Порядок организации и проведения торгов определяется Положением о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993 г. Торги и тендеры являются одной из основных форм закупки ресурсов, услуг и исполнителей, необходимых для обеспечения разработки и реализации проекта. Основной их смысл заключается в выборе на конкурсной основе предложений, наиболее выгодных для организаторов торгов, руководителей проекта. Регламент проведения торгов регулируется Положением о подрядных торгах в РФ. Подрядные торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором выбор подрядчика (поставщика) производится на конкурсной основе. Объект торгов – производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов. Предмет торгов – конкретные виды работ и услуг, по которым проводятся торги. Участник торгов – лицо, имеющее право принимать участие в торгах, в их подготовке, проведении и утверждении результатов торгов. Основными участниками торгов являются: заказчик – лицо, для которого строится, реконструируется или оснащается объект торгов; организатор торгов – лицо, которому заказчик поручил проведение торгов; тендерный комитет – постоянный или временный орган, созданный заказчиком или организатором для организации и проведения торгов; претендент – организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), под чьим именем подана заявка; оферент – претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее его согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации. В отдельных процедурах торгов также могут принимать участие инженерно-консультационные фирмы, кредитно-финансовые учреждения, межведомственная комиссия по подрядным торгам, Минстрой РФ и другие организации. Тендерная документация – комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов. Опросник – документ, содержащий сведения об основных критериях предварительной квалификации, предъявляемых к претенденту. Оферта – предложение заключить договор в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации. Альтернативное предложение – предложение, предоставляемое одновременно с основным и содержащее отличающиеся от основного предложения условия. Порядок проведения торгов Организационная подготовка. Принятие решения о назначении и времени проведения подрядных торгов осуществляется заказчиком путем издания официального распорядительного документа: приказа, постановления, распоряжения и т.д. С целью подготовки и проведения торгов заказчик (или организатор торгов) формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством. Организатор торгов или по его поручению тендерный комитет подготавливает и публикует объявление о торгах. Разработка тендерной документации. Тендерный комитет определяет конкретный состав, порядок и другие условия подготовки тендерной документации в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов. Тендерная документация распространяется за определенную комитетом плату, при этом валюту платежа устанавливает тендерный комитет. Тендерная документация включает, как правило, следующие основные разделы: приглашение для участия в торгах; общие сведения об объеме и предмете торгов; техническую часть (проектную документацию) и коммерческую часть тендерной документации; инструкции оферентам; форму заявки претендента на участие в торгах; условия и порядок проведения торгов; проект договора. Предварительная квалификация претендентов. Проведение предварительной квалификации позволяет обеспечить определенные гарантии отбора возможных претендентов в условиях перехода к рыночной экономике. Разработка оферты претендентом. Для участия в торгах претендент должен представить в тендерный комитет следующие документы: заявку на участие в подрядных торгах; временное поручительство в форме гарантии банка; копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка; справку о заключенных за последние 12 месяцев договорах с указанием основных условий договоров, с перечнем субподрядчиков, иностранных партнеров, если они имеются; оферту, разработанную в соответствии с требованиями и условиями, определенными в тендерной документации. Приемка и регистрация оферт. В процессе приемки оферты тендерный комитет проверяет наличие необходимых документов, за исключением содержащихся в запечатанном конверте. Процедура торгов. Подрядные торги на объекты, расположенные на территории РФ, проводятся по месту нахождения организатора торгов. Датой открытия торгов является: для открытых торгов – дата официальной публикации объявления в средствах массовой информации; для закрытых торгов – дата рассылки официальных приглашений участникам торгов по почте, телефаксу и т.п. Тендерный комитет выбирает победителем торгов оферента, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям, содержащимся в тендерной документации. Утверждение результатов торгов. Результаты торгов тендерный комитет в форме протокола представляет организатору торгов для утверждения в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Организатор торгов в недельный срок рассматривает представленные документы и принимает решение об утверждении результатов торгов. В случае неутверждения результатов торгов организатор торгов принимает мотивированное решение и направляет его в тендерный комитет. Завершение торгов. Последним этапом проведения торгов является подписание договора (контракта) с фирмой, выигравшей торги.

3. Экономическая экспертиза инвестиционных проектов. ИП – это совокупность соединенных вместе намерений и планов практических действий по осуществлению инв. вложений и обеспечению заданных конкретных финансово-экономических, производственных и социальных результатов. Реальные (капиталообразующие) инвестиции – это вложения в реальные активы, т.е. в создание новых, реконструкцию или техническое перевооружение существующих объектов с целью качественного и количественного роста основных фондов. 1) В зависимости от уровней и сфер хозяйствования принято различать: Коммерческая эффективность ИП – отражает последствия их реализации для инвесторов – участников проектов. Бюджетная эффективность ИП отражает финансовые последствия их реализации для федерального, территориального и местного бюджетов. Общая экономическая эффективность ИП для национальной экономики в целом учитывает результаты и затраты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников их реализации. Она отражает помимо прямого коммерческого результата и прямых бюджетных поступлений еще и сопутствующие, сопряженные прочие инв. затраты и результаты. 2) В зависимости от характера инв. решений: Абсолютная экономическая эффективность – отражает экономическую целесообразность вложений, характеризует численно целесообразность. Сравнительная экономическая эффективность – позволяет сравнивать различные варианты ИП и решений и выбирать наиболее рациональные. 3) От учитываемых результатов и затрат: Экономическая эффективность инвестиций учитывает в стоимостном измерении все виды результатов и затрат, связанных с реализацией ИП. Финансовая эффективность базируется только на финансовых показателях вложения инвестиций т.е. определяется результативность ИП от финансовых вложений. Ресурсная – отражает влияние инвестиций на объем производства продукции, услуг и потребления того или иного вида ресурса. Социальная эффективность отражает соц. Результаты реализации производственных ИП и реализации чисто социальных ИП – вложений в развитие сферы соц. обслуживания населения. Экологическая эффективность отражает влияние осуществления ИП на оздоровление окружающей природной среды. Показатели эффективности: 1. ЧДД (чистый приведенный эффект, интегральный экономический эффект) – это величина чистого дохода, который получит инвестор при реализации ИП. Равен сумме текущих эффектов за весь расчетный период. ЧДД>0 – ИП эффективен. ЧДД = ∑(Rt – Зt – Kt) * 1/(1+E)t; где Rt – выручка на t-том шаге; Зt – затраты; Kt – инвестиционные затраты; Е- норма дисконта. 2. Индекс доходности (ИД). Показывает - приносит ли ИП доход при заданной норме дисконта (Е). Должен быть >1. ИД представляет собой отношение суммы приведенного эффекта к величине инвестиционных затрат (К): ИД = 1/К * ∑(Rt – Зt) * 1/(1+E)t. Если ЧДД>0, то ИД>1 и наоборот. 3. Внутренняя норма доходности (ВНД) – та норма дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов = приведенным инвестиционным вложениям (ЧДД = 0). ∑(Rt – Зt) / (1+Eвн)t = ∑Kt / (1+Eвн)t. Если внд = или > требуемой нормы доходности – проект эффективен. 4. Срок окупаемости (Ток) – минимальный временной период, за который ЧДД становится и остается в дальнейшем положительным. ∑(Rt – Зt) / (1+E)t = ∑Kt / (1+E)t.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: