Полезные ископаемые: углеводородное сырье (нефть, газ, кам.уголь, торф); минеральные ресурсы (руда и минералы для производства стали, алюминия, др. металлов, удобрений, драгоценные и полудрагоценные минералы, нерудные материалы для строительных нужд и производства строительных материалов, керамических и др.изделий). Собственник полезных ископаемых в России – государство, соответствующие органы которого осуществляют разведку месторождений, выдачу лицензий на право разработки ПИ, организацию государственной разработки. Базой для оценки стоимости права на разработку ПИ, для определения этого права как инв. ресурса является экономическая рента государства от разработки месторождений конкретного вида ПИ: Rгэк = ∑ ((Цмрi * Viд - Иt) / (1+Е)t – Зр – Зо – Зрек –Зсу), где Viд – объем добычи i-ого ПИ в год; Цмрi – цена реализации i-ого ПИ; Иt – полные годовые издержки производства при добыче ресурса; Зр, Зо, Зрек, Зсу - затраты на разведку ПИ, освоение месторождений, рекультивационные работы, содержание зем. Участка; Т – количество лет эксплуатации. Как собственник ПИ при выдаче лицензий юридическим и физическим лицам на их разработку государство взыскивает соответствующую плату (роялти – регулярные %-ые отчисления, устанавливаемые в виде фиксированных ставок, выплачиваемых государству лицензиатами через определенные промежутки времени). Роялти могут исчисляться в % от стоимости добытой продукции, от стоимости продажи ее, с единицы добытого ресурса. Кроме того, при получении лицензии лицензиат уплачивает регистрационный взнос, а также несет затраты, связанные с получением лицензии. Доход лицензиата: Rлэк = ∑ ((Цмрi * Viд (1-r) - Н - И) / (1-Е)t – Зо – Зрек –F*Нз*Т, где r – роялти, Н- налоги и начисления на прибыль и годовой оборот, F- площадь отведенного под разработку земельного участка, Нз – ставка земельного налога за 1 га, Т – срок эксплуатации месторождения. Участие в реализации ИП лица (стоимость права физ. и юр. лиц на разработку ПИ и доля гос-ва в уставном капитале создаваемого добывающего предприятия, если оно создается на правах совместного ведения): Цирл =Cе + Зл + ∑(F*Цк)/(1+Е)t + ∑(Цмрi * Viд*r)/(1+Е)t, где Зл – затраты лиценциата, связанные с получением и оформлением лицензии, Се – единовременный сбор за получение и регистрацию лицензии, Цк – номинальная цена земли по кадастру.
|
|
3. Экологическая экспертиза инвестиционных проектов. ИП – это совокупность соединенных вместе намерений и планов практических действий по осуществлению инв. вложений и обеспечению заданных конкретных финансово-экономических, производственных и социальных результатов. Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Экологическая экспертиза проводится на строительство новых, реконструкцию действующих заводов, фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования, а также материалов, приборов, оказание услуг и т.п., использование которых ведет к загрязнению окружающей среды и разрушению экосистем, нерациональному использованию природных ресурсов, наносит вред здоровью населения, растительному и животному миру. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ. регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Определены два вида ЭЭ — государственная и общественная. «Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду». Задачи экологической экспертизы: 1. Организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий. 2. Оценка соответствия экологическим стандартам экспортируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы.3. Информирование всех заинтересованных лиц (в т.ч. общественности) о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).
|
|