Понятие и источники регулирования деятельности политических партий

Слово «партия» происходит от латинского слова «pars», означающего «часть». Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.

От других общественных объединений, действующих на политической арене (групп давления, профессиональных и предпринимательских союзов и т.п.), партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него – всем обществом.

Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы. С борьбой между ними связано решение вопроса о политической власти – ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации.

Выделяются следующие основные признаки партий:
• борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;
• организация (структурированность, устойчивость, управление);
• наличие программы и устава;
• наличие аппарата управления;
• носитель определенной идеологии;
• наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки;
• постоянство, долговременность существования (по сравнению, например, с политическим движением).

Правовые формы институциализации политических партий разнообразны. Она осуществляется на различных уровнях, взаимодополняющих и развивающих друг друга. Сегодня статус и порядок деятельности политических партий регламентируется: конституционно; в рамках органических законов; нормами текущего законодательства; в форме судебных решений, затрагивающих конкретные аспекты деятельности партий, создавая тем самым прецеденты, которые являются немаловажным источником конституционного права.

Текущее законодательство отличается заметным своеобразием. В одних странах вопрос ставится широко, многопланово. Принимаются общие законы о политических партиях, стремящиеся охватить едва ли не все аспекты их жизнедеятельности (законы 1967 г. Германии, 1974 г. Португалии, 1975 г. Австрии, 1978 г. Испании и др.). В других — законодатель выбирает один наиболее сложный и политически важный аспект проблемы — принимаются законы о финансировании политических партий (законы 1965 г. Швеции, 1969 г. Финляндии, 1974 г. Италии, 1988 и 1990 гг. Франции и др.). В целом же повсеместно прослеживается одна тенденция: чем позже по времени разрабатывается и принимается соответствующий правовой акт, тем более он развернут и конкретен, за счет учета зарубежного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: