Вопрос № 9 Биографический метод в истории литературы

БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД в литературоведении — способ изучения лит-ры, при к-ром биография и личность писателя рассматриваются как главный, определяющий момент творчества. Б. м. часто связан с отрицанием лит. направлений, течений, школ и с широким использованием субъективных импрессионистич. оценок. Б. м. впервые применил франц. критик Ш. О. Сент-Бёв, рассмотрев под этим углом зрения почти всю историю франц. лит-ры («Литературные портреты», т. 1—3, 1844—52). Но при этом биографизм понимался им довольно широко: сюда включались политич., социальные идеи века, лит. окружение писателя и т. д. Следующий этап развития Б. м. связан с именем И. Тэна, к-рый дополнил исследование лит-ры моментами «расы» и «географической среды», по существу выйдя за пределы чисто биографич. изучения. В дальнейшем Б. м. уже никогда не поднимался до уровня Сент-Бёва и Тэна, т. к. бурж. литературоведение двигалось по пути отказа от поисков закономерностей и утверждало абсолютную свободу личности художника. Исключение составляют труды дат. критика Г. Брандеса, возродившего традицию «портрета» на фоне обществ. движений 19 в., но эклектичность метода помешала и ему установить действительную диалектику связей художника и социальной среды. К нач. 20 в. сторонники Б. м., очищая биографию от «посторонних элементов», оставили лишь «дух» писателя, его «сокровенное я», к-рое они пытались представить чисто импрессионистич. приемами. Так, франц. историк лит-ры Г. Лансон утверждал, что импрессионизм — единств. метод, посредством к-рого можно постигнуть сущность лит. произв. Рус. критик Ю. Айхенвальд писал, что всякий писатель — «не правило, а исключение», поэтому можно рассматривать его «вне исторического пространства и времени». Совр. эпигоны Б. м. — франц. литературовед В. Жиро, нем. литературовед Э. Эрматингер, не прибавляют к этим положениям ничего нового. Марксистское литературоведение признает Б. м. как вспомогат. прием исследования, изучая биографич. моменты лишь в качестве одного из источников худож. образа, значение и смысл к-рого всегда неизмеримо шире любого непосредств. «материала», использованного в произв. Напр., в образе К. Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» отражены многие действит. факты жизни писателя, однако содержание этого образа значительно глубже и богаче соответств. биографич. данных. При этом значение биографич. моментов в творчестве определяется не столько личными пристрастиями и затаенными «импульсами» художника, сколько той объективной ролью, к-рую играют эти моменты в обществ. борьбе той или иной историч. эпохи. Примером такого рода исследования можно считать, напр., книгу А. К. Дживелегова «Данте». Б. м. надо отличать от принципов написания биографии, в к-рой жизнь писателя становится самостоят. предметом изучения. Философскую основу биографического метода оформил Шлеермахер, который, раскрывая эстетику романтизма, утверждал, что личность художника определяет творческие процессы. Биографический метод наиболее продуктивен в отдельных случаях:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: