Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными(Пифагора, Фалес, Декарт и Лейбниц, Флоренскоий и Рассел). Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть "форма согласования мысли с действительностью".
Философский образ науки изменялся с течением времени. Можно выделить следующие исторические этапы становления философского образа науки:
Учение Аристотеля.
Разработка основ методологии науки Ф.Бэконом и Р.Декартом.
Учение о соотношении философского и конкретного научного знания. И.Кант Г.В.Ф.Гегель.
Позитивизм.
Неопозитивизм. Т.Кун, И.Лакатос, К.Поппер.
Вернадский В.И. О понимании жизни как многоуровнего единого целого.
Наука XX - XXI веков.
Наука - это специфическая деятельность по производству и получению новых знаний, это деятельность, регулируемая идеалами и нормами получения, объяснения и построения научного знания.
|
|
Философия науки как самостоятельное направление философских исследований сформировалась в XX в., хотя философская рефлексия о науке возникла по сути дела с момента ее зарождения. Философия науки изучает сущностную природу науки, определяет ее место и роль в системе культуры. Философия науки является одной из наиболее активно развивающихся отраслей философского знания. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в культуре современной цивилизации наука играет ключевую роль, активно влияет на все другие формы духовной жизни людей. Во-вторых, наука является важнейшим фактором жизни общества, его хозяйства и экономики. Наукоемкие производства, инновационная деятельность требуют специалистов высокой квалификации. Высшая школа стремится учесть современные потребности в подготовке такого рода специалистов. В-третьих, научная деятельность выделяется в качестве специальной сферы деятельности, занимающей значительное место в жизни современного общества. Наука - это когнитивная (мыслительная) познавательная деятельность, она предполагает целенаправленную, познавательную, процессуальную и структурированную активность.