Портрет поздней петровской эпохи(после 1720)

К этому времени в ближайшем кругу Петра складывается европейский тип вкуса, уже понимающий избыточность роскоши итальянского стиля 17 века. Меняется и официальный канон, он становится менне официальным и пышным. Возвращается из за границы И.Никитин, становится художником нового вкуса (и официальным гофмалером, и близким к Петру человеком). С портрета Петра в круге автор Никитин.(ГРМ) (1721 ) начинается новая иконография официального портрета – лишенная атрибутов власти. Это Петр трагический, он суров, усталый, есть скрытая горечь и разочарованность. Здесь новый драматический художественный язык- резкое освещение, контрастность, мрачная монохромная гамма (есть оттенок даже караваджизма. предвещает портрет напольного гетмана) Портрет Петра на смертном одре. автор Никитин (1725, ГРМ). Неоконченное произведение несет следы быстрого, смелого письма, оно выполнено в эскизной манере. Так возникает новый тип живописи в один слой (возможно надо было быстро закончить, но эта этюдность большое новшество) Портрет напольного гетмана (ГРМ) автор Никитин (между 1725-1727) Это – отправленный в отставку герой петровских реформ, человек оказавшийся неудел. Отставку означают расстегнутые рубашка, отсутствие парика, взъерошенные волосы. Отставка для человека петровского времени это гражданская смерть. Взгляд его застылый, как будто после смерти Петра, умерла сама эпоха, все его сподвижники.Люди петровской эпохи их героизм оказался ненужным в новую эпоху равнодушных щеголей и чиновников. Это один из немногих портретов, в которых впервые человек не позирует, а полон глубокой внутренней жизни. Нет декоративных эффектов, широких мазков, резких контрастов света и тени. Портрет написан в тонко проработанной коричнево-красной гамме, в которую введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Лицо гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, находится в живописной гармонии с целым. «Околичности» сведены к неизбежному минимуму; Лицо гетмана резко отличается от аристократических лиц, типичных для портретной живописи XVIII века. Художником подчеркнута простонародность, усталость, опыт, уже есть психологизм.

38. Ранние образцы Петровского барокко в скульптуре:

а) Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. ( конец 17 начало 18 века ( 1699)) Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам.Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма. Необычайное обилие каменной скульптуры - в связи с этим ее даже не хотел освещать патриарх Адриан, и какое-то количество лет она так и простояла неосвещенной. Скульптура на фасадах и крыше – впервые для православной архитектуры. В архитектуре Знаменской церкви, с одной стороны, сильны традиции древнерусского зодчества. Здание храма приподнято на высоком цоколе, вокруг него проходит открытое гульбище с парапетом. С другой стороны, здание выражает особенности европейского барокко XVII столетия. Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов. Интерьер: Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко,, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами.

б) Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке. Пышный скульптурный декор внутри храма в основном XVIII в., главным образом в притворе и на хорах (статуи, поддерживающие свод), где был устроен верхний храм. Плафон алтарной части увит скульптурными гирляндами плодов и цветов с 4 фигурками ангелов, стоящих на консолях в углах свода. Меншикова башня оказала заметное влияние на архитектуру Петропавловского собора в Петербурге.

Вопрос 39. Развитие светской скульптуры эпохи Петра 1.

Знакомство с западноевропейской скульптурой осуществлялось и благодаря закупкам за границей произведений позднего барокко(особенной после 1716 го- 17 года, когда Петр съездил за границу с посещением Франции), скульптур мастеров круга Бернини, а иногда даже и античных. Так, в Риме была куплена знаменитая Венера(Таврическая).

В скульптуре, как и в остальных видах искусства важен триумфальный стиль, так как первое публичное искусство в России появляется после 1709 года, после Полтавы(победы в Северной войне).Символический язык триумфа, который требует особого чтения. В качестве основы аллегорий используются античные персонажи(Зевс, Нетпун, Минерва, Геркулес), ветхозаветной (Самсон) и новозаветной (святой Петр))Постепенно язык усложняется и появляются новые персонажи).

Петровские ворота (архитектор Доменико Трезини (1670-1734),) В нишах пилонов поставлены статуи Афины Паллады(Беллона) - победоносной воительницы и Афины Полиады (Минерва)–. Над аркой ворот - герб России в виде двуглавого орла. В центре аттика деревянный барельеф изображает «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» - (начат в 1708 году): автором считается немецкий резчик по дереву Кондрат Оснер Старший. Фигуры в рельефе с укороченными и утяжеленными пропорциями, преувеличенные и немного неуклюжие жесты. Евангельский сюжет использован как основа острой сатиры на Карла, побежденного русским военным гением. Легенда повествует о посрамлении мужа по имени Симон, который колдовал и пророчествовал, выдавая себя за кого-то «великого». Демонстрируя свое могущество, волхв при помощи «нечистой силы» взлетел на крыльях в небо. Но апостол Пётр разогнал бесов и низверг Симона. На переднем плане – две группы зрителей. Они созерцают чудо. Их руки молитвенно сложены или возведены к небу, указуя на падающего из облаков. От Симона разлетаются помощники – нечистые духи с бесовскими рожками и хвостиками. Среди 22 персонажей барельефа спокоен один. Одежда его похожа на тогу римского полководца. Он стоит впереди всех – черты лица его напоминают Петра.. На фронтоне горельеф, отражающий эпизод Троянской войны, как напоминание о победе Петра С горельефа, помещённого выше, победу Петра благословляет бог Саваоф с шаром – символом земли и высшей власти – в руке. Аллегорическое повествование дополняется двумя барельефами на волютах. На них – композиции из знамён, труб, щитов, колчанов со стрелами, копий, палашей, шлемов, лат, оружейных стволов. Они символизируют военные трофеи, добытые в ожесточённых сражениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow