Местное самоуправление (МСУ) – форма народовластия; одна из основ конституционного строя РФ; способ самоорганизации населения; самодеятельность территориальных поселенческих групп; уровень организации власти; совокупность институтов территориальной самодеятельности. МСУ представляет собой самост. и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. МСУ имеет локальный характер, это власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негос. власть. МСУ организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов гос. власти и не подчинены иерархически друг другу. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии и через избираемые органы. Автономия МСУ относительна. Во-1, МСУ существует и действует в системе отношений по управлению обществом в рамках данного государства. Во-2, юр. принципы организации и деятельности МСУ устанавливаются гос. властью, принятыми ее органами законами. В-3, материальные основы местного самоуправления во многом зависят от государства. Принципы МСУ в РФ: 1. МСУ признается и гарантируется Конституцией РФ. Россия наделяет МСУ статусом одной из основ конституционного строя страны. Конституционное закрепление получили некоторые гарантии МСУ – право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, запрет на ограничение прав МСУ. 2. Принцип самостоятельности МСУ. МСУ наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения и полномочий по их решению.Самостоятельность мун. органов допустима лишь в пределах их полномочий. Мун. органы имеют полномочия по изданию нормативных актов, обязательных для исполнения в границах соответствующих муниципальных образований. 3. Принцип независимости органов МСУ. Закреплен в ст.12 КРФ, указывающей, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.4. Ответственность МСУ принцип реализуется в различных формах – ответственность МСУ перед населением конкретного муниципального образования, перед государством, перед физическими и юр. лицами. 5. Недопустимость образования органов МСУ и назначения должностных лиц МСУ органами и должностными лицами гос. власти. 6. Принцип судебной защиты МСУ. Одновременно данный принцип служит гарантией от необоснованного воздействия гос. власти.
Правовая основа местного самоуправления (МСУ) — это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы МСУ. В состав правовых основ МСУ в России входят, прежде всего, некоторые международно-правовые нормы.Важнейшим из них для МСУ является Европейская хартия МСУ, принятая в целях защиты и усиления самостоятельности местных властей - основной международный документ в сфере МСУ. Открыта для подписания странами 15.10.1985 г. РФ подписала ее в Страсбурге 28.02.1996г. ФЗ о ратификации был подписан Президентом 11.04.1998г. В Хартии раскрывается понятие МСУ, предусматривается свобода действия МСУ по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий МСУ, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. В целом, рос. законодательством были восприняты следующие положения Европейской Хартии МСУ: - признание МСУ одной из важнейших основ демократического общества; - запрет на ограничение компетенции органов МСУ иначе как на основе закона; - изменение территор. границ МСУ только на основе консультации с населением или путем референдума; - право на судебную защиту МСУ; - право органов МСУ объединяться с другими органами МСУ и вступать в Международную ассоциацию органов МСУ.






