Местное самоуправление (МСУ) представляет собой самост. деятельность населения по решению вопросов местного значения. МСУ имеет локальный характер, это власть коллектива населения в пределах опр. территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негос. власть. МСУ организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов гос. власти и не подчинены иерархически друг другу. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры и др.).
Автономия МСУ относительна. Во-первых, МСУ существует и действует в системе отношений по управлению обществом в рамках данного гос-ва. Во-вторых, юридические принципы организации и деятельности МСУ устанавливаются гос. властью, принятыми ее органами законами. В-третьих, материальные основы МСУ во многом зависят от гос-ва. Основную часть необходимых органам МСУ финансовых средств они получают от гос-ва.
Принципы МСУ в РФ:
1. МСУ признается и гарантируется Конституцией РФ. Россия наделяет МСУ статусом одной из основ конституционного строя страны. Конст. закрепление получили некоторые гарантии МСУ – право на суд. защиту, на компенсацию доп. расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, запрет на ограничение прав МСУ.
2. Принцип самостоятельности МСУ. МСУ наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения и полномочий по их решению. Самостоятельность мун. органов допустима лишь в пределах их полномочий. Мун. органы имеют полномочия по изданию нормативных актов, обязательных для исполнения в границах соответствующих муниципальных образований (МО).
3. Принцип независимости органов МСУ. Закреплен в ст.12 конституции РФ, указывающей, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
4. Ответственность МСУ. Принцип реализуется в различных формах – ответственность МСУ перед населением конкретного МО, перед государством, перед физ. и юр. лицами.
5. Недопустимость образования органов МСУ и назначения должностных лиц МСУ органами и должностными лицами гос. власти.
6. Принцип судебной защиты МСУ. Одновременно данный принцип служит гарантией от необоснованного воздействия гос. власти. Доказать нецелесообразность или незаконность муниципального НПА необходимо в судебном порядке.






