Экономика

1. Механизм функционирования рынка. Концепция спроса и предложения в определении уровня и динамики цен. (Экономика)

Рынок — это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов. Изменение спроса, изменение предложения, изменения равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли. Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Между объемом спроса (QD) и ценой спроса (Р) существует определенная зависимость, которую выражает закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается, если цена на него снижается, и, наоборот, объем спроса на товар снижается, если цена на товар повышается. На рис. 8.1 дана кривая спроса (D) - графическое выражение зависимости между объемом спроса и ценой.

Таким образом, закон спроса показывает, что между ценой спроса и объемом спроса существует обратная зависимость.

Если изменяется цена на товар, то точка движется по кривой спроса, если же изменяются другие факторы на рынке (неценовые), то происходит изменение кривой спроса (закона спроса) (кривая спроса смещается).

Наиболее существенными неценовыми факторами спроса (детерминантами) являются:

§ цены на товары-заменители (субституты);

§ цены на дополняющие товары (комплементарные);

§ доходы потребителей;

§ налоги на доходы потребителей;

§ реклама;

§ мода, вкусы и предпочтения потребителей;

§ сезонные изменения в спросе;

§ ожидания потребителей.

Различают индивидуальный спрос и рыночный.

Индивидуальный спрос - это спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем (покупателем). Так как на спрос отдельного потребителя влияет множество индивидуальных факторов, то функции индивидуального спроса на один и тот же товар различных потребителей будут отличаться друг от друга.

Рыночный спрос - это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Функция рыночного спроса на товар получается путем суммирования объемов спроса всех потребителей на рынке при разных уровнях цен.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Характеристиками предложения являются объем предложения и цена предложения.

Объем предложения - это то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения (QS) увеличивается, если цена на товар (Р) повышается, и, наоборот, объем предложения товара снижается, если цена на него падает. На рис. 8.2 дана кривая предложения (S) - графическое выражение зависимости между ценой предложения товара и количеством этого товара.

Таким образом, закон предложения показывает, что между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость.

Если изменяется цена на товар, то точка движется по кривой предложения, если же изменяются другие факторы на рынке (неценовые), то происходит изменение кривой предложения (кривая предложения смещается).

Неценовые факторы предложения (детерминанты):

§ изменение цен на факторы производства;

§ технический прогресс;

§ сезонные изменения;

§ налоги;

§ субсидии и дотации;

§ увеличение спроса на другие товары;

§ ожидание производителей;

§ цены на товары, которые производятся совместно с данными товарами;

§ степень монополизации рынка.

Различают индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное предложение - это предложение товара отдельным производителем (продавцом) на рынке.

Рыночное предложение - это предложение товара всеми производителями (продавцами), действующими на рынке. Рыночное предложение можно получить путем суммирования индивидуальных объемов предложения всех продавцов на рынке товара.

Если совместить нисходящую кривую спроса (D) и восходящую кривую предложения (S) на одном графике, то точка пересечения кривых (Е) показывает, что здесь спрос равен предложению и достигнуто равновесие рынка. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем товара QE (рис. 8.3).

Эластичность - это мера реакции изменения одной величины на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.

Выделяют два метода расчета эластичности:

§ точечная - это мера чувствительности величины спроса или предложения в данной точке кривой;

§ дуговая - это мера чувствительности величины спроса или предложения между двумя точками кривой.

Выделяют:

§ эластичность спроса: по цене; по доходу; перекрестную;

§ эластичность предложения: по цене; перекрестную.

Эластичность спроса по цене (ED/P) показывает, насколько изменится величина спроса на товар при изменении цены на данный товар:

Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене:

§ наличие товаров субститутов;

§ доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара;

§ длительность периода времени, в течение которого продавец изменяет цены;

§ привычность, значимость товара для потребителя;

§ степень срочности покупки.

§

В зависимости от значений эластичности спроса по цене выделяют следующие группы товаров:

§ ED/I < 0 - неполноценные товары;

§ 0 < ED/I < 1 - товары первой необходимости;

§ ED/I = 1 - товары второй необходимости;

§ ED/I > 1 - товары роскоши.

Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене:

§ период времени;

§ типы предлагаемых к продаже товаров и услуг;

§ наличие свободных производственных мощностей;

§ возможность длительного хранения продукции;

§ ситуация, складывающаяся на рынке товара в данный момент.

Эластичность спроса по доходу (ED/I) показывает, насколько изменится объем спроса на данный товар при изменении дохода потребителей:

Перекрестная эластичность спроса (EDab) показывает, насколько изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В. Рассчитывается данный показатель только для товаров субститутов (EDab > 0) и комплементарных товаров (EDab < 0).

Эластичность предложения по цене (ES/P) показывает, насколько изменится объем товаров, предлагаемых к продаже в ответ на изменении цены на данные товары:

Перекрестная эластичность предложения (ESab) показывает, насколько изменится объем предложения товара А при изменении цены на товар В. Для товаров субститутов (ESab < 0) и комплементарных товаров (ESab >0).

Цена - главная и универсальная форма взаимодействия товаропроизводителя и рынка. Она делает возможной (или невозможной) куплю-продажу товара, а, следовательно, и само экономическое существование его производителя. Возможности реализации практически всех экономических интересов в итоге определяются уровнем цены, по которой продается и покупается товар.

Механизм цен - это формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкнувшихся интересов покупателей и продавцов, принимающих решения без принуждения извне.

Цены служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, соотношении предложения товаров и спроса на них. Так, если цены:

· повышаются, следовательно, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести их при этом уровне цен;

· снижаются, следовательно, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести их при этом уровне цен;

· остаются почти неизменными, следовательно, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести их при этом уровне цен.

Поскольку от уровня цен напрямую зависят величина выручки продавцов (т.е. доходы в форме прибыли) и расходы покупателей, то цены являются индикаторами для всех участников рынка. Их анализ позволяет изготовителям и продавцам определять, стоит ли производить тот или иной товар и торговать им, а также выгодно ли и насколько делать это при сложившемся уровне цен. Покупателям цены дают информацию для принятия осознанного решения о покупке товара.

2. Эластичность спроса и предложения: понятия, виды и причины различий. (экономика)

3. Макроэкономическая нестабильность. Экономический цикл и его фазы. Причины циклов. (экономика)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: