Функции. Относительно социальных функций современных медиа существует множество мнений, которые постоянно меняются

Относительно социальных функций современных медиа существует множество мнений, которые постоянно меняются, потому что меняется сам предмет. В целом анализ классификаций Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, А. Саркисяна, А.В. Федорова, Л.Н. Федотовой, И.Д. Фомичевой, И. Хмары позволяет разделить функции медиа на следующие основные группы:

ü информационная: сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях;

ü аналитическая (оценочная, функция критики): часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой;

ü познавательно-просветительская (образовательная): передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, масс-медиа способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей;

ü нравственно-воспитательная: медиа отображают морально-эстетические приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о добре и зле;

ü функция воздействия (идеологическая, социально-управленческая, регулятивная): медиа влияют на взгляды и поведение людей, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций;

ü гедонистическая (рекреационная, эстетическая): направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил, удовлетворения эстетических потребностей аудитории.

Наряду с перечисленными функциями ученые говорят о явно не выраженных, латентных функциях медиа, сущность которых заключается в скрытом воздействии на общественное сознание. Из представленных видов нагрузки каждое конкретное медиасредство выполняет, как правило, только одну или несколько функций, в процессе реализации которых возможно несколько результативных вариантов: функциональный, когда в той или иной мере осуществляется определяемая основной функцией задача; дисфункциональный, при котором достигается эффект, обратный предписанной функции; нефункциональный, связанный с побочными эффектами, не отвечающими основной задаче; афункциональное воздействие, или отсутствие каких-либо явных результатов.

Часто медиа могут вызвать негативные социальные тенденции. В данном случае имеют место следующие девиации функций медиа:

ü обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности;

ü склонность к крайнему негативизму, являющемуся причиной различных фобий, или к излишнему оптимизму и приукрашиванию событий, что, в свою очередь, может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование;

ü патологическая зависимость от определенных жанров, демонстрируемых ме-диасредствами: новостей, сериалов, криминальной хроники и сенсаций и т.д.;

ü представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов – всё это проникает в современное искусство, молодежную субкультуру и контркультуру;

ü массовизация культуры и, как следствие, понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев.

Рассматривая электронные медиа с точки зрения реализации их образовательных функций, важное значение приобретает классификация соответствующих медиапродуктов и способов их применения в учебно-воспитательном процессе. Если в зарубежной науке речь идет прежде всего об информационных технологиях обучения и соответствующем им программном обеспечении, то в отечественной дидактике важная роль отводится таким понятиям, как электронные издания и электронные ресурсы.

На Западе давно поняли, что сегодня борьба за потребителя идёт не столько в ярких печатных рекламных кампаниях, сколько в социальных медиа. По результатам прошлогоднего исследования компании Meltwater Group «Будущее контента», социальные медиа входят в число трёх самых популярных каналов контентного маркетинга, наряду с рассылками по email и печатными СМИ.

При этом 52% опрошенных собирались интегрировать этот канал в свои маркетинговые стратегии, а 59% уверены, что социальные ресурсы имеют хорошие перспективы использования и не представляют опасности.

Отечественные компании начали проникаться подобной мыслью сравнительно недавно. Тем не менее, прогресс не стоит на месте, в популярных социальных сетях Рунета появляется все больше корпоративных страниц и аккаунтов, а сайты компаний все чаще пестрят кнопками «Нравится» или «Следите за нами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: