1. История социальных медиа. Отличия социальных медиа от традиционных СМИ. Функции социальных СМИ. Социальные медиа как отрасль. (социальные медиа)
История
Социальные медиа — вид массовой коммуникации, осуществляемый посредством интернета.
Понятие «социальных медиа» появилось сравнительно недавно в связи с появлением ряда новых технологий (RSS, блоги и т.д.) и интернет-ресурсов (онлайновые социальные сети, видеохостинги и т.д.). Круг этих, на первый взгляд, разнородных явлений объединяет то, что все они служат облегчению обмена информацией между пользователями по сравнению с технологиями предыдущего поколения, когда интернет состоял преимущественно из статических страниц.
Для определения хронологических рамок, в которых актуально понятие «социальные медиа», необходимо обозначить ключевые даты в истории их развития.
1990-е гг. – господство культуры статических веб-страниц. Появление форумов, где пользователи могли создавать свои темы и отвечать на темы других пользователей.
Середина 1990-х гг. – появление первых блогов. Возникновение блогов Йохай Бенклер связывает с появлением программного обеспечения, позволяющего изменять веб- страницы с помощью простого и доступного интерфейса: «Технически блоги являются частью более широкой категории инноваций, которые сделали Сеть «пригодной для письма» (‘writable’ Web)» [Benkler, 2006, p. 216].
1998 – запуск сервиса онлайн- дневников (блогов) Open Diary, который ввел возможность комментирования записей (постов), а также представлявшего собой раннюю форму онлайновой социальной сети.
1999 – основание блог-сервиса LiveJournal.
2001 – запуск многоязычного справочного ресурса Wikipedia, который позволяет пользователям писать и редактировать статьи.
2003 – запуск онлайновой социальной сети MySpace, на которой представлена возможность создания сообществ по интересам, персональных профилей, ведение блогов, размещение фото-, видео- и музыкального контента.
2004 – основание онлайновой социальной сети Facebook. На данный момент насчитывает более 400 млн пользователей по всему миру [Facebook, 2010].
2005 – запуск видеохостинга YouTube, позволявшем пользователям загружать и смотреть видео непосредственно со своего сайта либо вставлять видео непосредственно в тело веб-страницы.
2006 – основание сервиса микроблогинга Twitter. Его отличительной особенностью является ограничение размера записи 140 символами – формат, сделавший его популярным среди пользователей и удобным для мониторинга и анализа
Традиционные СМИ и социальные медиа
В отличие от традиционных СМИ, которые также принадлежат к медиа, в социальных медиа практически отсутствует премодерация контента, а информация распространяется практически молниеносно. В 2010-2011 годах даже ходило мнение, что именно социальные сети станут своеобразным гвоздём в крышке гроба традиционных СМИ. Хотя, с этим можно согласиться только разве что наполовину. Ведь что такое социальные медиа? Это просто информация, распространяемая обычными участниками сообщества, а пользователи всегда испытывают потребность в определённой достоверности информации и поэтому зачастую обращаются к классическим средствам массовой информации, чтобы удостовериться в правдивости новостей, распространяемых в социальных сетях.
Но, несмотря на всё это, “в рукаве” у социальных медиа есть свой очень важный козырь - это возможность прямого контакта с источником информации и инсайдерами, которые зачастую в традиционных СМИ недоступны. Помимо этого, пользователи социальных сетей могут выстраивать контакты и между собой, группироваться по интересам, создавать сообщества и влиять на определённые процессы в обществе.
Люди всегда будут стремиться к общению, а у современной молодёжи также и появилась другая потребность - желание публичности. Именно благодаря социальным медиа они могут практически в полной мере реализовывать все свои подобные желания. Продемонстрировать себя и рассказать о чём-то, на их взгляд, сокровенном.
Не удивительно, что первыми социальными медиа считаются сайты знакомств. Именно там, простые пользователи интернета смогли реализовать свои потребности в быстрых знакомствах. Взаимодействие между людьми побудило к появлению новых социальных медиа, таких как Живой журнал и современные Facebook, Вконтакте, Одноклассники, а также подобные им сети.