При наличии продольных осевых сжимающих напряжений номинальную толщину стенки трубы определяют по формуле:
d = n × Р × Dн /2(Y1 × R1 + n × Р), (9.16)
где Y1 – коэффициент, учитывающий двухосное напряжённое состояние труб.
Толщину стенки трубы, определённую по этим формулам, следует принимать не менее 1/140 Dн, но не менее 3 мм для труб условным диаметром 200 мм и не менее 4 мм – для труб условным диаметром свыше 200 мм
Подземные и наземные (в насыпи) трубопроводы следует проверять по прочности, деформациям и общую устойчивость в продольном направлении.
Проверка на прочность подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов в продольном направлении производится по условию:
| dnpN | ≤ y2 × R1, (9.17)
где dnpN – продольное осевое напряжение от действия расчётного давления и температурного перепада; Y2 – коэффициент двухосного напряжённого состояния металла труб (Y2 = 1, если dnpN > 0).
Для предотвращения недопустимых пластических деформаций подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов, особенно на искривлённых участках, проверку необходимого производить по условиям:
|
|
|snpн | ≤ Y3 × m /0,9 kн × R2н (9.18)
sкцн ≤ m /0,9 kн × R2н, (9.19)
где snpн – максимальные суммарные продольные напряжения в трубопроводе от нормативных нагрузок и воздействий,
snpн = mdкцн – aDt × E ± E × Dн /2 r, (9.20)
R2н – второе нормативное сопротивление, равное минимальному значению предела текучести, установленному техническими условиями на трубы;
dкц = n × p × Dвн /2 d, (9.21)
и продольные напряжения
snpн = msкцн – aDt × E. (9.22)
В процессе строительства трубопровод искривляется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Изгиб трубопровода вызывает появление в стенах труб дополнительных напряжений, которые зависят от радиуса изгиба, геометрических характеристик трубы и модуля упругости стали.
Проблема прочности магистрального трубопровода включает ряд задач, связанных с физико-механическими характеристиками металла труб, сопротивляемостью их внутренним и внешним усилиям, влиянием концентратов напряжений на несущую способность конструкции в целом. Все эти задачи объединяются в так называемом расчёте на прочность. Основная цель проектировочного расчёта – обеспечение неразрушимости трубопровода в период расчётного времени его эксплуатации. Расчёт трубопровода на прочность производится в соответствии со СНиП 2.05.06-85.
Расчёт трубопровода на прочность заключается в определении толщины стенки труб из условия:
dкц = n × p × Dвн /2 d ≤ R1 = R1н × m /(k1 × kн), (9.23)
где R1 – первое расчётное сопротивление; R1н – первое нормативное сопротивление,соответствующее минимальному значению предела прочности, принимаемое по техническим условиям на трубы; m – коэффициент условий работы трубопровода, который зависит от категорий участка трубопровода; k1 – коэффициент надёжности по материалу, принимаемый по СНиП 2.05.06-85; kн – коэффициент надёжности по назначению трубопровода, принимаемый равным 1 при Dу = 1200 мм и равным 1,05 для труб Dу = 1200 мм.
|
|
Расчётная толщина стенки трубопровода определяется по формуле:
d = n × p × Dн /2(R1 + nР), (9.24)
где Y3 – коэффициент двухосного напряжённого состояния; r – минимальный радиус упругого изгиба оси трубопровода; sкцн – кольцевые напряжения от нормативного (рабочего) давления.
Если условия прочности и недопустимости деформаций выполняются, то несущая способность трубопровода обеспечена.
При проектировании трубопроводов встречаются два основных расчётных случая:
1. Заданы внутреннее давление P, характеристики стали – dвр и dт – требуется определить толщину стенки труб d.
2. Заданы толщина стенки труб d и характеристики стали – sвр и sт – требуется определить допустимое рабочее давление Р.
Первый случай был рассмотрен выше, а что касается решения второго расчётного случая, то допустимое рабочее давление определяется из формул для определения толщины стенки трубы:
d = n × Р × Dн /2(Y1 × R1 + n × Р) ® P = 2 d × Y1 × R1 / nDвн, (9.25)
Как видно из последней формулы несущая способность трубопровода по давлению зависит от коэффициента Y1, который в свою очередь зависит от величины продольных сжимающих напряжений.
Вероятность разрушения бездефектного участка трубопровода чрезвычайно мала, практически равна нулю. Однако разрывы на трубопроводах происходят довольно часто, что говорит о наличии дефектных участков. Любые дефекты с нарушением формы конструкции трубы, являются местами концентрации напряжений.