Дислексия

В современной литературе для обозначения нарушений чте­ния используются термины: «алексия» — для обозначения пол­ного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного рас­стройства процесса овладения чтением в отличие от тех случа­ев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.

Распространенность нарушений чтения среди детей доволь­но велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. По данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массо­вой школы, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи количество детей с дислексией достигает 22%. По дан­ным Р. И. Лалаевой, в первых классах вспомогательной шко­лы нарушения чтения отмечаются у 62% учеников. По дан­ным А. Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7—8 летнего возраста. В школах для детей с тяжелыми рече­выми нарушениями и с задержкой психического развития дислексия выявлена в 20—50% случаев. V мальчиков дис­лексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.

Дислексия — частичное специфическое нарушение про­цесса чтения, обусловленное несформированностью (на­рушением) высших психических функций и проявляюще­еся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Современный анализ проблемы нарушения чтения осно­вывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.

Чтение представляет собой сложный психофизиологичес­кий процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализато­ров и временных связей двух сигнальных систем»1.

'Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известии АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 70. — С. 106.

ЛАЯ

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письмен­ной и устной речи.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, раз­личения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соот­несение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его про-читывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой фор­мы слова с его значением осуществляется понимание читае­мого. Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа на­писанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения. Между ними существует тес­ная связь. Понимание читаемого определяется характером вос­приятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

При чтении взрослый человек осознает лишь задачу, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые пред­шествуют этому, осуществляются как бы сами собой, неосоз­нанно, автоматизированно. Однако эти автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонни­ми и сложными.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формиро­вание навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначени­ями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических при­емов чтения; 4) синтетическое чтение. Каждая из их характе­ризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностя­ми и задачами, а также приемами овладения.

Основными условиями успешного овладения навыком чте­ния являются: сформированность устной речи, фонетико-фо-нематической ее стороны (произношения, слуховой дифферен­циации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грам-матического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: