Этиология дислексии

Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным.

Некоторые авторы (М. Лами, К. Лонай, М. Суле, Б. Хальг-рен) отмечают наследственную предрасположенность при на­рушениях чтения. Изучение дислексии у близнецов позволи­ло авторам сделать вывод о наследственном характере некоторых факторов, обусловливающих возникновение дис-лексии (нарушение латерализации, задержка развития речи). Рейнхольд считает, что встречается особая, врожденная фор­ма дислексии, когда дети наследуют от родителей качествен­ную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках разви­тия определенной функции.

Большинство авторов отмечает наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и по-стнатальный период. Этиология дислексии связывается с воз­действием биологических и социальных факторов. Наруше­ния чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии бывают обусловле­ны органическими повреждениями зон головного мозга, при­нимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии).

Функциональные причины могут быть связаны с воздей­ствием внутренних (например, длительные соматические за­болевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дву­язычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, ко­торые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.

Таким образом в этиологии дислексии участвуют как ге­нетические, так и экзогенные факторы (патология беременно­сти, родов, асфиксии «цепочка» детских инфекций, травмы го­ловы).

Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с минималь­но мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи, с церебральными пара­личами, с нарушениями слуха, у умственно отсталых детей. Таким образом, дислексия чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

Дислексия у детей с относительно сохранным интеллек­том представляет собой парциальную задержку психическо-

го развития, для которой характерным является ряд особен­ностей: сочетание с психическим инфантилизмом, выражен­ная неравномерность психического развития, определенные особенности структуры интеллекта, отмечается недоразвитие сукцессивных и симультанных процессов, нарушение крат­ковременной речеслуховой памяти и т. д.

У детей с задержкой психического развития разного патоге­неза также наблюдаются дислексии (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Де­мьянов, А. Н. Корнев). Авторы отмечают у них комплекс речевых нарушений, в том числе нарушения чтения, а также трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа, синтеза, трудности соотношения звука с буквой.

Дети ошибочно прочитывают сложные по структуре слоги и слова, путают сходные по начертанию буквы. Разнообраз­ные нарушения чтения, по мнению авторов, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточнос­тью ряда психических функций: внимания, памяти, зритель­ного гнозиса, сукцессивных и симультанных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: