Тиражируемые (адаптируемые) КИС

Суть проблемы адаптации тиражируемых КИС, т.е. приспособления к условиям работы на конкретном предприятии в том, что в конечном итоге каждая КИС уникальна, но вместе с тем ей присущи и общие, типовые свойства. Требования к адаптации и сложность их реализации существенно зависят от проблемной области, масштабов системы. Даже первые программы, решавшие отдельные задачи автоматизации, создавались с учетом необходимости их настройки по параметрам.

Финансово-управленческие системы включают подклассы локальных и малых интегрированных систем, предназначенных для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т. д.). Продуктами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие, которому необходимо управление финансовыми потоками и автоматизация учетных функций.

Такие системы по многим критериям универсальны, хотя зачастую разработчики предлагают решения отраслевых проблем, например особые способы начисления налогов или управление персоналом с учетом специфики регионов. Универсальность приводит к тому, что цикл внедрения подобных систем невелик, иногда можно обратится к "коробочному" варианту, купив программу и самостоятельно установив ее на персональный компьютер.

Финансово-управленческие системы (особенно российские) значительно более гибкие в адаптации к нуждам конкретного предприятия. Часто предлагаются "конструкторы", с помощью которых можно практически полностью перекроить исходную систему, самостоятельно или с помощью поставщика установив связи между таблицами баз данных либо отдельными модулями.

Хотя их общая конфигурация может быть сложной, практически все финансово-управленческие системы способны работать на персональных компьютерах в обычных сетях передачи данных Novell NetWare или Windows NT. Они опираются на технологию выделенного файл-сервера, характеризующуюся высокой загрузкой сетевых каналов для передачи данных между сервером и рабочими станциями. Только отдельные системы такого класса из предлагаемых в России были разработаны для промышленных БД (Oracle, Sybase, Progress, Informix, SQL Server). В основном использовались более простые средства разработки -Clipper, FoxPro, dBase, Paradox, которые начинают давать сбои на сложных конфигурациях сети и при увеличении объемов обрабатываемых данных.

Производственные системы.

Производственные системы – это особый класс систем. Их основные элементы – работники, орудия труда и предметы труда, а также другие элементы, необходимые для функционирования систем, в процессе которого создаются продукты или услуги. Производственной системой являются и рабочее место, и народное (а также мировое) хозяйство в целом. Поэтому в дальнейшем рассматриваются относительно небольшие системы: рабочее место, участок, предприятие.
Производственные системы, несмотря на их значительное разнообразие в зависимости от вида деятельности, отрасли народного хозяйства, типа производства и т.п., имеют ряд общих особенностей, отличающих их от систем других классов и определяющих своеобразие законов и принципов функционирования и развития этих систем.
Целенаправленность производственных систем, т.е. способность выдавать продукцию (услуги).
Полиструктурность производственных систем – одновременное существование в них взаимопереплетающихся подсистем, где почти каждый элемент системы одновременно входит в несколько подсистем и функционирует в соответствии с их требованиями, целями.
Открытость производственных систем проявляется в материальном, энергетическом, информационном и др. видах обмена с внешней средой. Для производственных систем данная особенность является наиболее ярко выраженной
Сложность производственных систем, обусловленная таким основным элементом системы, как трудящиеся, а также полиструктурностью, стохастическими изменениями состояния элементов системы и воздействием внешней среды заключается в огромном числе элементов системы с многочисленными, сложными и, как правило, альтернативными связями, большим ко­личеством осуществляемых в системе процессов.
В процессе создания и совершенствования производственных систем им придаются определенные свойства. Основные из них следующие:
Результативность — способность создавать продукцию или оказывать услуги. Она обеспечивается организацией производственной системы.
Надежность — устойчивое функционирование, способность локализировать в сравнительно неболь­ших частях системы отрицательные последствия стохастических возмущений, происходящих как внутри системы, так и во внешней среде.
внутрисистемных резервов и обеспечивается системой управления.
Гибкость — возможность приспосабливать производственные системы к изменяющимся условиям внешней среды, прежде всего росту конкуренции, из­менению потребностей рынка и др.
Управляемость — характеристика процесса управления. Система управляема, если в заданное время достигает цели управления и укладывается при этом в ограничения по ресурсам. Степень управляемости определяется соотношением управляемых и неуправляемых процессов в системе управления.

Эффективность применения КИС

Вопрос об оценке эффективности внедрения информационной системы является довольно важным вопросом, так как любые крупные затраты требуют обоснования, особенно со стороны руководителей организации.

Внедрение корпоративных информационных систем положительно влияет на организацию управления, однако стоят эти системы дорого, и не всегда вложения в них окупаются в полном размере.

Оценить же положительный эффект от внедрения АИС достаточно сложно. Это связано как и со сложностью подсчета затрат на систему, необходимо учитывать помимо прямых затрат на внедрение множество косвенных расходов, так и с определением результата функционирования системы, который выявить очень непросто.

В реальности оценка результативности внедрения производится по “средним отраслевым показателям” (industry average). Типичные средние результаты внедрения:

- 15-25% увеличение производительности

- 10-20% уменьшение складских запасов

- 20-50% сокращение сроков выполнения заказов.

Значительно проще оценить эффективность проекта по внедрению информационной системы, которая направлена на решение локальных задач, связанных с заменой тех или иных участков учета или управления. Когда же внедрение информационной системы производится из стремления получить неопределенно-глобальный результат, эффективность определить практически невозможно, хотя бы потому, что довольно сложно разделить результаты от внедрения информационной системы непосредственно и результаты от сопутствующих изменений.

Несмотря на все усилия аналитиков, консультантов и специализированных изданий, большинство предпринимателей и управленцев в России до сих пор интересуются только оценкой единовременных затрат на закупку и внедрение АИС.

20)Понятия и определения экспертной системы (назначение, области применения, структура, особенности функционирования экспертных систем).

Экспертная система (ЭС) - это компьютерная программа, которая моделирует рассуждения человека-эксперта в некоторой определенной области и использует для этого базу знаний, содержащую факты и правила об этой области, специальную процедуру логического вывода.

Экспе́ртная систе́ма (ЭС, англ. expert system) — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания[1].

В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.

Назначение экспертных систем

Программные средства (ПС), базирующиеся на технологии экспертных систем, или инженерии знаний (в дальнейшем будем использовать их как синонимы), получили значительное распространение в мире. Важность экспертных систем состоит в следующем:

· технология экспертных систем существенно расширяет круг практически значимых задач, решаемых на компьютерах, решение которых приносит значительный экономический эффект;

· технология ЭС является важнейшим средством в решении глобальных проблем традиционного программирования: длительность и, следовательно, высокая стоимость разработки сложных приложений;

· высокая стоимость сопровождения сложных систем, которая часто в несколько раз превосходит стоимость их разработки; низкий уровень повторной используемости программ и т.п.;

· объединение технологии ЭС с технологией традиционного программирования добавляет новые качества к программным продуктам за счет: обеспечения динамичной модификации приложений пользователем, а не программистом; большей "прозрачности" приложения

Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов:

а) Медицинская диагностика.
Диагностические системы используются для установления связи между нарушениями деятельности организма и их возможными причинами.

б) Прогнозирование.
Прогнозирующие системы предсказывают возможные результаты или события на основе данных о текущем состоянии объекта.

в) Планирование.
Планирующие системы предназначены для достижения конкретных целей при решении задач с большим числом переменных.

г) Интерпретация.
Интерпретирующие системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов наблюдения.

д) Контроль и управление.
Системы, основанные на знаниях, могут применятся в качестве интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные, поступающие от нескольких источников.

е) Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.
В этой сфере системы, основанные на знаниях, незаменимы как при ремонте механических и электрических машин, так и при устранении неисправностей и ошибок в аппаратном и программном обеспечении компьютеров.

ж) Обучение.
Системы, основанные на знаниях, могут входить составной частью в компьютерные системы обучения.

Рис.1. Базовая структура экспертной системы

Базовые функции экспертных систем
1. Приобретение знаний
2. Представление знаний
3. Управление процессом поиска решения
4. Разъяснение принятого решения

Особенности функционирования экспертных систем

ЭС может функционировать в 2-х режимах.

1. Режим ввода знаний — в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС.

2. Режим консультации — пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах.

Классификация экспертных систем
Для классификации ЭС можно использовать различные критерии.
1. По назначению ЭС можно условно разделить на консультационные (информационные), исследовательские и управляющие.

Консультационные ЭС предназначены для получения квалифицированных ответов;

исследовательские - для помощи пользователю квалифицированно решать научные задачи;

управляющие - для автоматизации управления процессами в реальном масштабе времени.

2. По сложности и объему базы знаний - неглубокие и глубокие.
Неглубокие (простые) ЭС имеют относительно малые БЗ.
Глубокие ЭС делают свои выводы обязательно из моделей происходящих процессов, хранящихся в базах знаний.

3. По области применения ЭС делятся следующие классы.
1) Диагностика. Например, медицинская диагностика, когда системы используются для установления заболеваний; техническая диагностика, когда определяют неисправности в механических и электрических устройствах.
2) Прогнозирование. Прогнозирующие системы предсказывают возможные результаты или события на основе данных о текущем состоянии объекта (погода, урожайность, поток пассажиров).
3) Планирование и проектирование. Такие системы предназначены для достижения конкретных целей при решении задач с большим числом переменных (консультации по приобретению товаров, проектирование космических станций, и так далее).
4) Интерпретация. Интерпретирующие системы обладают способностью получать определенные заключения на основе результатов наблюдения (например, местоположение и тип судов в океане по данным акустических систем слежения).
5) Контроль и управление (например, регулирование финансовой деятельности предприятия и оказание помощи при выработке решений в критических ситуациях, управление воздушным движением, атомными электростанциями).
6) Обучение. Экспертно-обучающие системы реализуют следующие педагогические функции: учение, обучение, контроль и диагностику знаний, тренировку.
4. По связям с реальным миром.
1) Статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых БЗ и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны. Например, диагностика неисправностей в автомобиле.
2) Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени. Например, микробиологические ЭС, в которых снимаются лабораторные изменения с технологического процесса один раз в 4 -5 часов и анализируется динамика полученных показателей по отношению к предыдущему измерению.
3) Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацие поступающих в систему данных. Например, управление гибкими производственными комплексами, мониторинг в реанимационных палатах.
Можно выде­лить четыре основных класса ЭС: классифицирующие, доопределяющие, трансформирующие и мультиагентные.
1) Классифицирующие ЭС решают задачи распознавания ситуа­ций. Основным методом формирования решений в таких систе­мах является дедуктивный логический вывод.
2) Доопределяющие ЭС используются для решения задач с не полностью определенными данными и знаниями. В таких ЭС возникают задачи интерпретации нечетких знаний и выбора аль­тернативных направлений поиска в пространстве возможных ре­шений. В качестве методов обработки неопределенных знаний могут использоваться байесовский вероятностный подход, коэф­фициенты уверенности, нечеткая логика.
3) Трансформирующие ЭС относятся к синтезирующим динами­ческим экспертным системам, в которых предполагается повто­ряющееся преобразование знаний в процессе решения задач.

4) Мулътиагентные системы — это динамические ЭС, основан­ные на интеграции нескольких разнородных источников знаний. Эти источники обмениваются между собой получаемыми резуль­татами в ходе решения задач.

2) Синтезирующие. В системах решение синтезируется из отдельных фрагментов знаний.
7. По видам используемых данных и знаний различают ЭС с детерминированными и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний и данных понимаются их неполнота, ненадежность, нечеткость.

Инструментальные средства построения экспертных систем

В настоящее время имеются средства, ускоряющие проектирование и разработку ЭС. Их называют инструментальными средствами, или про­сто инструментарием. Иными словами, под инструментальными средствами понимают совокупность аппаратного и программного обес­пе­че­ния, позволяющего создавать прикладные системы, основанные на знаниях.

Среди программных инструментальных средств выделяют следующие большие группы:

  • символьные языки программирования (LISP, INTERLISP, SMALLTALK);
  • языки инженерии знаний, то есть языки программирования, позволяющие реализовать один из способов представления знаний (OPS5, LOOPS, KES, Prolog);
  • оболочки экспертных систем (или пустые экспертные системы), то есть системы, не содержащие знаний ни о какой предметной области (EMYCIN, ЭКО, ЭКСПЕРТ, EXSYS RuleBook, Expert System Creator и др.)

21) Определение корпоративной информационной системы

КИС - это интегрированные системы управления территориально распределенной корпорацией, основанные на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронных документообороте и делопроизводстве. КИС призваны объединить стратегию управления предприятием и передовые информационные технологии.

Корпоративная информационная система — это совокупность технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации.

Комплексная автоматизация бизнес процессов предприятия на базе современной аппаратной и программной поддержки может называться по-разному. В настоящее время наряду с названием Корпоративные информационные системы (КИС) употребляются, например, следующие названия:

1. Автоматизированные системы управления (АСУ);

2. Интегрированные системы управления (ИСУ);

3. Интегрированные информационные системы (ИИС);

4. Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Главная задача КИС - эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально- техническими, финансовыми, технологическими и интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

КИС - человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая под его воздействием должна:

Ø Накапливать определенный опыт и формализованные знания;

Ø Постоянно совершенствоваться и развиваться;

Ø Быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия.

Рынок КИС.

В настоящее время выделяют следующие виды КИС: управления ресурсами предприятий (ERP); управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM); управления цепью поставок (SCM) и ряд других, появившихся в последнее время (например, системы электронной коммерции и системы управления имуществом предприятий EAM (Enterprise Asset Management)).

Развитие рынка компьютерных систем, способных обеспечить эффективное управление организацией, связано с системами двух классов:

Ø системы, ориентированные на автоматизацию отдельных функций управления;

Ø интегрированные системы управления.

На рынке представлены как российские, так и зарубежные системы различного назначения. Если говорить о реальном секторе экономики, то для него на рынке имеются системы двух классов:

Ø финансово-управленческие системы;

Ø производственные системы.

Финансово-управленческие системы:

Ø локальные;

Ø малые интегрированные.

Назначение: ведение учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.), управление финансовыми потоками.

Свойства систем:

Ø универсальность;

Ø небольшой цикл внедрения;

Ø имеются "коробочные" варианты;

Производственные системы:

Ø средние;

Ø крупные интегрированные.

Назначение: управление и планирование производственного процесса. Учетные функции глубоко проработаны и выполняют вспомогательную роль.

Свойства систем:

Ø более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6 - 9 месяцев до полутора лет и более);

Ø часто ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства;

Ø различны для разных типов организации производственного процесса (единичное, серийное, массовое производство);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: