Настройка. Вы привлекаете внимание партнера и подготавливаете почву для обсуждения (например, “Как ваши дела?”).
Получение информации.
Передача информации.
Толчок к работе мысли. “Какой же выход вы видите, у вас есть конкретные предложения?”
Принятие решения. “Мы можем подвести итоги?”
Тест“Как вести деловые переговоры?”
Во время переговоров на чем вы настаиваете?
а) на соглашении;
б) на своем решении;
в) на использовании объективных критериев при выборе решения.
Стремитесь ли вы во время переговоров к единственному решению?
а) стремлюсь к единственному ответу, приемлемому для обеих сторон;
б) стремлюсь к единственному решению, приемлемому для себя;
в) представляю множество вариантов на выбор.
Ради соглашения идете на уступки или требуете преимуществ?
а) примиряюсь с односторонними потерями ради достижения соглашения;
б) требую односторонних преимуществ в награду за соглашение;
в) продумываю возможность взаимной выгоды.
При ведении переговоров намечаете ли вы “нижнюю границу” - т.е. результат переговоров, выраженный в виде худшего из допустимых вариантов?
|
|
а) открываю свою “нижнюю границу”;
б) скрываю свою “нижнюю границу”;
в) не устанавливаю “нижнюю границу”.
Во время переговоров вы выдвигаете предложения или прибегаете к угрозам?
а) прибегаю к угрозам;
б) изучаю интересы сторон;
в) выдвигаю предложения.
Во время переговоров меняете ли вы свои позиции?
а) легко меняю позиции;
б) твердо придерживаюсь намеченных позиций;
в) сосредотачиваюсь на выгодах, а не на позициях.
Во время переговоров доверяете ли вы их участникам?
а) да;
б) нет;
в) действую независимо от доверия или недоверия.
Требовательны ли вы в подходе к участникам переговоров и решениям?
а) нет;
б) да;
в) стараюсь быть мягким к участникам переговоров и требовательным к решениям.
Ради сохранения отношений идете ли вы на уступки в ходе переговоров?
а) уступаю ради сохранения отношений;
б) требую уступок в качестве условия продолжения отношений;
в) отделяю спор между людьми от решения задачи переговоров.
Ответы
Если у вас преобладают ответы “а” - ваш стиль переговоров – уступчивость, а цель переговоров – соглашение.
Если у вас больше ответов “б” - ваш стиль переговоров – жесткость, давление. Цель переговоров – только победа, причем односторонняя, только с вашей стороны.
Если больше ответов “в” - ваш стиль переговоров – сотрудничество. Цель – взаимовыгодные решения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличаются конфронтационный и партнерский подходы к переговорам?
2. Какие требования предъявляются к специалистам, ведущим переговоры?
|
|
3. Каковы преимущества, когда переговоры ведет один человек?
4. Каковы преимущества, когда переговоры ведет команда?
5. Охарактеризуйте структуру переговоров?
6. Как взаимодействовать с партнером на переговорах?
7. Что такое “тактика ведения переговоров”?
8. Упражнение-тренинг “Как вы ответите на возражения”
Представьте себе, что в ответ на ваше предложение по цене ваш партнер заявляет следующее: “Ваша цена очень высока. Мы вели переговоры с другой фирмой, они просят меньшую сумму и, кроме того, предложили меньшие сроки”. Как вы ответите на эти возражения?
Способ оттягивания. Воздерживайтесь слишком рано говорить о цене. Сначала объясните, в чем заключается польза продукта, и только потом называйте цену. Не торопитесь сразу соглашаться с требованиями клиента, это делает ваше предложение малоценным.
Способ бутерброда. Перечислите все преимущества для клиента, которые дает ему ваше предложение, а “сверху положите” цену. Или наоборот: цена, потом - все преимущества. В конце сказанной фразы будет польза для клиента, а не голые цифры, обозначающие цену. Вы перемещаете внимание партнера с темы денег на обсуждение вашего продукта и его преимуществ.
Способ сэндвича. “Поместите” цену между двумя “слоями”, отражающими пользу для партнера. “Продавайте” свое коммерческое предложение, припася на “десерт” особенно привлекательный аргумент, подтверждающий необходимость принятия предложения и его выгоду для клиента.
Способ сравнения. Соотнесите цену с пользой продукта, со сроком его эксплуатации, с иными расходами клиента: “Хотя новая вывеска стоит на Х рублей больше, чем другая, зато она служит в два раза дольше, значит, вы дополнительно еще три года будете испытывать удовольствие, используя ее в работе”.
Способ деления. “Расшифруйте” цену. Разложите ее на более мелкие составляющие.
Способ умножения.
Обращение эмоционального характера. Чаще взывайте к эмоциям партнеров. Дайте понять, что они достойны того, чтобы позволить себе нечто особенное.
Способ подведения итогов. В правой колонке таблицы запишите все недостатки, которые перечислил клиент. Затем вместе с ним еще раз проанализируйте все достоинства и преимущества вашего предложения и перечислите их в левой колонке таблицы. После этого спросите его, неужели он хочет из-за единичных недостатков отказаться от такого количества преимуществ.
Аргументы, указывающие на недостатки. В помещенной выше таблице укажите цену, которая устраивала клиента. Затем объясните ему, наличие каких недостатков или отсутствие каких преимуществ связано с более низкой ценой. При этом называйте исключаемое преимущество, зачеркивайте его в таблице красным маркером и комментируйте, что означает отсутствие данного преимущества.
Согласительный способ. Воздерживайтесь от скидок, предлагайте иные бесплатные услуги.
Уступка за уступку. Идите на уступки только в том случае, если объем заказа большой и если за этим заказом поступят другие, не меньшие.
Способ продажи отличий. Не продавайте цены! Продавайте те качества, продукты, достижения, сильные стороны, которые отличают вашу фирму от других, например:
• интенсивность установочных и монтажных работ;
• богатый опыт;
• отзывы и рекомендации довольных сотрудничеством с вами партнеров;
• высококачественные консультации и классные специалисты;
• систематическое обслуживание;
• близость к клиенту с точки зрения местонахождения;
• отраслевые ноу-хау и т.д.