Измерение и оценка социальных последствий проекта

Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Основными видами социальных результатов проекта, под­лежащих отражению в расчетах эффективности, являются:

- изменение количества рабочих мест в регионе;

- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

- изменение условий труда работников;

- изменение структуры производственного персонала;

- изменение уровня здоровья работников и населения;

- экономия свободного времени населения.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимост­ной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках оп­ределения его экономической эффективности. При определении коммерче­ской и бюджетной эффективности проекта социальные результаты проек­та не учитываются.

Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект со­ответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работ-

никам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

В стоимостной оценке социальных результатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта или обусловленные социальными по­следствиями реализации проекта (например, изменение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или по безработице), учиты­ваются в расчетах эффективности в общем порядке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются

Влияние реализации проекта на изменение условий труда работни­ков оценивается в баллах по отдельным санитарно-гигиеническим и пси­хофизиологическим элементам условий труда. Для оценки удовлетворен­ности работников условиями труда могут использоваться также данные социологических опросов. В случае, если реализация проекта приводит к изменению условий труда на сторонних предприятиях (например, на предприятиях-потребителях производимой техники или продукции повы­шенного качества), влияние этих изменений учитывается в составе косвен­ного финансового эффекта по этим предприятиям.

Реализация проекта может быть сопряжена с необходимостью улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работников, напри­мер, путем предоставления им (бесплатно или на льготных условиях) жи­лья, строительства некоторых (дотируемых или самоокупаемых) объектов культурно-бытового назначения и т. п. Затраты по сооружению или при­обретению соответствующих объектов включаются в состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности в общем порядке. Дохо­ды от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка предприятий бытового обслуживания и т. п.) учитываются в со­ставе результатов проекта. Помимо этого, в расчетах экономической эффективности учитывается и самостоятельный социальный результат подобных мероприятий, получаемый в результате увеличения рыночной стоимости существующего в соответствующем районе жилья, обуслов­ленное вводом в действие дополнительных объектов культурно-бытового назначения.

Изменение структуры производственного персонала определяется по регионам-участникам проекта, а по особо крупным проектам - по народному хозяйству в целом.

В этих целях используются показатели:

• изменение численности работников (в т. ч. женщин), занятых тяжелым физическим трудом;

• изменение численности работников (в т. ч. женщин), заня­тых во вредных условиях производства.

Обусловленное реализацией проекта повышение или снижение на­дежности снабжения населения регионов или населенных пунктов оп­ределенными товарами рассматривается соответственно как положи­тельный или отрицательный социальный результат. Стоимостное из­мерение этого результата производится с использованием действую­щих в регионе цен на соответствующие товары (без учета государствен­ных и местных дотаций и льгот всем или отдельным категориям потребителей).

Социальный результат, проявляющийся в обусловленном реализа­цией проекта изменении заболеваемости трудящихся, включает предотвращенные (со знаком «минус» - дополнительные) потери чис­той продукции народного хозяйства, изменение суммы выплат из фон­да социального страхования и изменение затрат в сфере здраво­охранения.

Социальный результат, проявляющийся в изменении показателя смертности населения, связанной с реализацией проекта, выражается из­менением численности умерших в регионе при реализации проекта. Для стоимостного измерения данного эффекта может быть использован нор­матив народнохозяйственной ценности человеческой жизни, определяе­мый путем умножения средней величины чистой продукции (приходя­щейся на 1 отработанный человеко-год) на коэффициент народнохозяй­ственной ценности человеческой жизни, устанавливаемый для экономи­ческой оценки эффективности мероприятий[1].

Реализация проектов, направленных на улучшение организации дорожного движения, повышение безопасности транспортных средств, снижение аварийности производства и т. п., ведет к снижению количест­ва тяжелых ранений людей, приводящих к их инвалидности. Для стои­мостной оценки соответствующего социального результата используется норматив в размере 60 % народнохозяйственной ценности человече­ской жизни.

Экономия свободного времени работников предприятий и насе­ления (в человеко-часах) определяется, прежде всего, по проектам, пре­дусматривающим:

• повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;

• выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);

• производство новых видов и марок транспортных средств;

• строительство новых автомобильных или железных дорог;

• изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;

• совершенствование размещения торговой сети;

• улучшение торгового обслуживания покупателей;

• развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и других видов связи;

• улучшение информационного обслуживания граждан (например, о размещении тех или иных объектов, о наличии билетов в кас­сах, о наличии товаров в магазинах).

При стоимостной оценке данного вида результатов рекомендуется использовать норматив оценки 1 человеко-часа экономии в размере 50 % среднечасовой заработной платы по контингенту трудоспособного насе­ления, затрагиваемого реализацией проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: