Ледоколостроение после второй мировой войны

В 1953 г. на верфи “Вяртсиля” в Финляндии был построен ледокол «Войма», который стал продолжением развития ледоколов “американского” типа на Балтике. Впервые на ледоколе были установлены два кормовых и два носовых гребных винта. Судно предназначалось для работы в портах и заливах Балтийского моря и имело характерные острые носовые обводы с углом наклона форштевня 23-25°. Ледокол “Войма” стал первым ледоколом “финского”типа на Балтике и прототипом для последующих судов такого класса.

Таблица 4. Характеристики дизель-электрических ледоколов, построенных верфью Вяртсиля в 50-60 годах 20 века


Практически одновременно с ледоколом “Войма” на верфи “Вяртсиля” выполнялся заказ РСФСР на три ледокола типа «Капитан Белоусов». Эти ледоколы хорошо зарекомендовали себя при обслуживании архангельского, ленинградского и рижского портов в набитом и торосистом льду толщиной до 0.8 м. В 1955 г. указанные ледоколы были переданы для обеспечения судоходства на трассе СМП. Прочность носовых гребных винтов для эксплуатации в арктических водах оказалась недостаточной, что приводило к их поломкам. В 1970-1980 г. ледоколы этого типа были переведены для работы в моря с более легкими ледовыми условиями. После постройки ледокола “Войма” и серии ледоколов типа “Капитан Белоусов”, Финляндия становится признанным законодателем мод в области ледоколостроения. В 1958 г. был построен ледокол“Карху” и однотипные с ним новые ледоколы “Муртайя” и “Сампо”, отличавшиеся от“Воймы” меньшей мощностью и размерениями.


Ледоколы для Арктики


Развитие зимних навигаций Канадой, США, активное освоение Северного морского пути Советским Союзом привело к необходимости постройки ледоколов, способных выполнять операции в арктической зоне. В 1950-х гг. в Канаде было построено несколько арктических ледоколов. В конце 50х годов в 1960 вводятся в эксплуатацию ледоколы “Montcalm” и “John A. Macdonald”. Кроме проводок судок они перевозили грузы, пассажиров, выполняли спасательные операции, использовались для научных наблюдений.

В США в 1940-1950 гг. дополнительно к ледоколам класса «Wind» были построены ледоколы “Mackinaw” и «Glacier». Форма корпуса этих ледоколов мало отличалась от ледокола типа «Wind». Ледокол “Mackinaw” был также предназначен для работы на Великих Озерах в условиях мелководья. Поэтому по сравнению с ледоколом «Wind» его осадка была уменьшена за счет увеличения ширины. На ледоколе «Glacier», впервые был существенно (практически в 2 раза) превзойдён уровень мощности в 10000 л.с.

По заказу Советского Союза в Финляндии была построена серия ледоколов типа “Москва” с повышенной мощностью пропульсивной установки. Всего на верфи “Вяртсиля” было построено 5 ледоколов этого типа: «Москва» (1960), «Ленинград» (1961), «Киев» (1965), «Мурманск»(1968), «Владивосток» (1969). Ледоколы этоого типа предназначались для работы в неарктических замерзающих морях и в Арктике. С учетом предшествующего неудачного опыта эксплуатации носовых гребных винтов в арктических условиях, от их установки на данных ледоколах отказались. Ледоколы типа “Москва” были оборудованы трехвальной дизель-электрической пропульсивной установкой с кормовыми гребными винтами. Мощность на валах распределялась неравномерно: на бортовых - по 2*5500 л.с., на среднем – 11000 л.с. Недостаточная мощность бортовых гребных электродвигателей стала основной причиной снижения их работоспособности во льдах, а также многочисленных поломок гребных винтов в арктических условиях.

Серии арктических дизель-электрических ледоколов типа “Ермак” и“Капитан Сорокин

Ледокол типа “Ермак” стал развитием ледокола типа “Москва” с увеличенной мощностью энергетической установки 36 тыс. л.с., которая поровну распределялась между тремя кормовыми гребными винтами. До настоящего времени “Ермак” остается самым мощным дизель-электрическим ледоколом. Ледоколы этого типа активно использовались для проводки судов по Северному морскому пути, и для обеспечения научных полярных станций. Ледокол “Красин” в 2005 г. был зафрахтован США под Антарктическую Программу для открытия прохода к Антарктической станции МсМurdo и проводки судна снабжения и танкера. До настоящего времени ледокол “Ермак”, приписанный к порту Владивосток,остается в строю. Ледоколы типа “Ермак” и “Капитан Сорокин” были для повышения ледопроходимости и предотвращения облипания корпуса снегом и разрушенным льдом впервые были оборудованы системой “пневмообмыва”.


Атомные арктические ледоколы


Увеличение транспортных потоков на СМП в 1960-1970-х гг. привело к необходимости повышения эффективности проводок и ледокольного сопровождения судов в арктических районах. Для этого потребовалось создание более мощных атомных арктических ледоколов с неограниченной автономностью плавания.

В 1959 г. в Советском Союзе вступил в строй первый атомный турбоэлектрический ледокол “Ленин” (рис. 4), оснащенный тремя гребными винтами. Начиная с 1974 г., в СССР/России вводятся в эксплуатацию атомные ледоколы (АЛ) типа «Арктика»: АЛ “Сибирь”, “Россия”, “Советский союз”, “Ямал”.


Рис. 4. Первый атомный турбоэлектрический ледокол “Ленин” с тремя гребными винтами

В 2007 г. введен в строй ледокол этой же серии “50 лет Победы” с модифицированными обводами корпуса для улучшения ледовой ходкости. Все ледоколы этой серии были построены в Советском Союзе на верфях “Балтийского завода”. На ледоколах типа “Арктика” установлены два атомных реактора водяного типа. Паротурбинная установка состоит из двух главных турбогенераторов мощностью 27550 кВт и пяти вспомогательных мощностью по 2000 кВт. Ледокол оснащен тремя кормовыми гребными винтами с электродвигателями. Мощность между гребными винтами распределяется в соотношении1:1:1. В 1977 г.ледокол “Арктика” первым из надводных судов достиг Северного полюса.

В 1984 г. и 1989 г.в Советском Союзе были введены в эксплуатацию два атомных мелкосидящих ледокола типа “Таймыр” для обеспечения плавания судов в Енисейском заливе.

В 1970-1990-х гг.ледоколостроение интенсивно развивается и в других странах. Для обеспечения арктических навигаций и полярных станций в США в 1976-1977 гг. были построены два ледокола типа “Polar Star” (“Polar Star” и “Polar Sea”). Комбинированная энергетическая установка ледокола состоит из дизель-электрической и газотурбинной установок. Ледоколы типа “Роlаг Stаг”являются самыми мощными из неатомных. Мощность на гребных валах для дизель-электрического и газотурбинного режима составляет 13.4 МВт и 44 МВт и распределяется между тремя кормовыми гребными винтами в соотношении 1:1:1. Для обеспечения реверса при работе на газотурбинном режиме применены винты регулируемого шага. Эксплуатация этих ледоколов в полярных водах сопровождалась многочисленными поломками гребных винтов.

Для обеспечения полярных станций и научных исследований свои ледоколы имеют Япония, Аргентина и Германия. Для поддержки торгового мореплавания в Балтийском море в середине 1970-х гг. Швеция и Финляндия обновили свой флот дизель-электрическими ледоколами балтийского типа, серия “Atle ” (“Atle ”, “Urho”, “Frej”, “Sisu”, “Ymer”)/ Мощность на валах 16.4 МВт (22000 hp),что практически в два раза превосходит мощность ранее построенных балтийских ледоколов,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: