В то же время она установила право «мирного пролета» иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств

Наиболее крупными многосторонними соглашениями по общим вопросам гражданской авиации и осуществления международных воздушных сообщений являются:

· Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929г.,

· дополненная в последующем протоколами в отношении перевозок грузов - Гаагским 1955года и Монреальским 1975года,

· Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 07.12.1944г.

Россия, как правопреемник СССР, является участником этих Конвенций.

В США и других странах широко распространяются чартерные авиаперевозки (сдача самолетов на прокат). Этот вид перевозок регулируется Гвадалахарской конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору от 18.09.1961г.

Основными двусторонними документами, регулирующими международные грузовые авиаперевозки, являются:

· межправительственные соглашения о воздушном сообщении;

· соглашения между авиакомпаниями о воздушном сообщении;

· коммерческие соглашения между авиакомпаниями.

Претензионная работа. Наряду со знаниями в области правового регулирования, логист должен иметь понятие о претензионной работе, что даст возможность предусмотреть и избежать хотя бы самые распространенные ошибки при перевозках грузов.

Любой непредвиденный случай в процессе перевозки грузов может привести к тому, что клиент предъявит претензию.

Он имеет право, в установленном транспортными уставами и кодексами порядке, обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Для обращения за защитой своих прав в суд в целях реализации права на принудительное осуществление требований по отношению к нарушителю этих прав предприятие, учреждение, а также граждане должны выполнить определенные действия.

Статья 797 Гражданского кодекса устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Транспортные уставы и кодексы детально регламентируют порядок предъявления претензий и исков.

Порядок предъявления претензии считается соблюденным, если:

· претензия заявлена в установленный срок;

· претензия заявлена надлежащим заявителем;

· претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

· к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают одинаковые для всех видов транспорта сроки для предъявления претензий.

Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов - в течение сорока пяти дней.

Указанные сроки исчисляются:

1. по претензиям, относящимся к полной утрате груза, - по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, а при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. На воздушном транспорте - через 10 дней по истечении срока доставки (ст. 126 ВК);

2. по претензиям, связанным с повреждением или частичной утратой груза, а также с просрочкой его доставки, - со дня выдачи груза;

3. по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза, - по истечении срока, установленного для уплаты штрафа (на морском и автомобильном транспорте). На железнодорожном транспорте указанный срок исчисляется по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа (ст. 139 ТУЖД). На воздушном и речном транспорте такие сроки не установлены;

4. во всех остальных случаях - со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.

Право на предъявление претензии имеют:

1. в случае утраты груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента - при морских перевозках), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при железнодорожных, речных и воздушных перевозках), либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза;

2. в случае недостачи, повреждения (порчи) груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной, а также коммерческого акта или соответствующего документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта;

3. в случае просрочки доставки груза или в случае задержки выдачи груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной (коносамента).

В отношениях по смешанной перевозке, выполняемой предприятиями нескольких видов транспорта, претензия предъявляется к предприятию конечного пункта назначения груза.

Все транспортные уставы и кодексы (за исключением ТУЖД и КВВТ) устанавливают порядок, в соответствии с которым перевозочные документы при предъявлении претензии представляются в подлиннике.

Только в ст. 138 Транспортного устава железных дорог и ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта установлено, что к претензии должны быть приложены подтверждающие предъявленные заявителем требования - подлинные документы или надлежащим образом заверенные копии документов. И только к претензии в отношении просрочки доставки грузов должны быть приложены подлинные документы (ст. 138 ТУЖД).

Исковая давность - это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК). С истечением срока исковой давности погашается возможность осуществления нарушенного права в принудительном порядке, право на обращение в суд сохраняется.

Статья 199 ГК устанавливает, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

В соответствии со ст. 797 ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Этот срок является единым для всех видов транспорта. Исчисление срока исковой давности на всех видах транспорта начинается, в основном, со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Таким образом, исчисление начального момента истечения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления претензионного срока.

К исковой давности, связанной с перевозкой грузов, как и к другим срокам давности, применяются общие правила о давности, установленные ГК Российской Федерации (гл. 12).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: