Интеллектуальные транспортные системы

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. за рубежом сформировалась новая отрасль массовой радиоэлектроники: аппаратные и программные средства транспортных информационно-управляющих систем, по американской терминологии – интеллектуальных транспортных систем – ITS ("Intelligent Transportation Systems").

В 1990-х годах развитие перспективной радиосвязи, радионавигации, радиоэлектроники и компьютерной техники позволило инженерам блестяще решить задачу полной автоматизации процессов оперативного мониторинга (контроля) и диспетчерского управления передвижением наземных транспортных средств, включая пешеходов и крупных животных, и создать транспортно-технологические комплексы беспрецедентной надежности, безопасности, комфортности и управляемости. По данным Ассоциации “ITS America” к 2015 году мировой объем продаж систем ИТС составит 400 млрд долларов США. Европейский рынок оценивается величиной 100-130 млрд евро, причем до 80 % таких систем и услуг на их основе будут предоставлены частными компаниями.

На правительственном уровне комплекс вопросов развития рынка телематики в России предполагается решать в рамках подпрограммы "Международные транспортные коридоры" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (https://www.mintrans.ru/pressa/MTK_Soder.htm). Предполагается создание единой интегрированной сети зональных центров информационного и навигационного обеспечения, создаваемых в крупных транспортных узлах.

Развитие технологий спутниковой навигации, телекоммуникации и информатики явилось основой внедрения информационных технологий в транспортном комплексе и в первую очередь ИТС.

При этом на возрастающее значение ИТС в транспортной инфраструктуре влияет необходимость решения ряда проблем, которые другими способами нельзя или крайне сложно минимизировать:

· Снижение или как минимум сохранение себестоимости транспортировки пассажирских и грузовых потоков;

· Обеспечение своевременности доставки грузов и соблюдения графика движения рейсовых маршрутов;

· Снижение напряжённости дорожного движения, особенно в крупных населённых пунктах.

Развитие и распространение ИТС за рубежом привело к формированию трех центров управления процессом создания индустрии технических интеллектуальных средств управляющих систем XXI века:

1. Западная Европа – ERTICO ITS Europe;

2. Северная Америка (США + Канада) – "ITS America";

3. Япония –VERTIS.

До начала 1990-х годов Советский Союз был одной из лидирующих стран в области создания и внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением, которые ежегодно внедрялись в 5-8 городах. Отечественные системы по своим характеристикам вполне соответствовали потребностям времени. Их внедрение обеспечивало эффективную работу светофорной сигнализации в условиях средних уровней загрузки улично-дорожной сети, что и было подтверждено исследованиями, проводившимися ВНИИ безопасности движения.

Системы обеспечивали:

· снижение задержек транспорта – до 55 %,

· повышение средней скорости поездки – до 22 %,

· уменьшение количества остановок – до 24 %,

· уменьшение количества ДТП – до 10 %,

· снижение расхода бензина – до 11 %,

· снижение массы выброса окиси углерода – до 17 %.

Интеллектуализация одной из основных экономических подсистем, к которой относится транспортный комплекс – развивается как самостоятельная отрасль и включает в себя управление всеми видами транспортных средств и сопутствующей им инфраструктурой.

Интеллектуальная транспортная система (ИТС) – организационная управляющая структура, использующая современные ИТ, системы телекоммуникации, навигации, телеметрии и компьютерные АПК и направленная на совершенствование логистической транспортной инфраструктуры с целью обеспечения маршрутизации, мониторинга, оперативного управления и контроля перемещения пассажиров, грузов, энергетических, финансовых или информационных ресурсов

Вопросы для самооценки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow