Структура радиосистем связи

В настоящее время радиосистемы связи, используемые в современной авиации, являются одной из важнейших частей информационного комплекса, который предназначен для оперативного ситуационного управления (рис. 2.10).

При этом ситуации, подлежащие управлению, могут быть достаточно разнородными – к их числу, например, относятся:

- траекторная коррекция полета одиночного самолета (особую актуальность данная ситуация приобретает в сложных метеоусловиях или при отсутствии однозначно идентифицируемых ориентиров);

- полетный контроль группы самолетов (один из вариантов ситуации: передача информации от одного самолета к другому при различных расстояниях между ними).

Рис. 2.10. Структурная схема функционирования информационного комплекса, в составе которого находится радиосистема связи

Здесь: 1 – внешняя ситуация; 2, 8 – формирователя информационных сигналов; 3, 9 – каналы формирования и излучения радиосигналов; 4, 10 – среды распространения радиосигналов; 5, 11 – каналы приема и обработки радиосигналов; 6, 12 – преобразователи радиосигналов в информационные сигналы; 7, 13 – получатели информационного сигнала (7 – объект, принимающий решение, 13 – исполнительный объект).

Отметим, что управление различными ситуациями может осуществляться с помощью как наземных, так и бортовых узлов радиосистемы связи. Например, траекторная коррекция полета одиночного самолета зачастую выполняется не только по радиокомандам с земли, но и по результатам радионаблюдения с борта данного самолета.

Работа информационного комплекса протекает следующим образом.

После проведения анализа внешней ситуации создается первичный информационный сигнал – таким сигналом может стать, например, речевое сообщение летчика или последовательность кодов, выработанная бортовой электронной цифровой вычислительной машиной (ЭЦВМ).

Данный информационный сигнал преобразуется в первичный радиосигнал, который (в виде электромагнитной волны) излучается в пространство. Принятый из пространства первичный радиосигнал обрабатывается с целью выделения из него первичного информационного сигнала.

Выделенный первичный информационный сигнал поступает к его получателю (в качестве получателя может выступать, к примеру, центр управления полетами или одна из аэродромных служб).

После принятия решения по сложившейся внешней ситуации вырабатывается новый (вторичный) информационный сигнал (таковым может стать, скажем, команда на изменение курса самолета или распоряжение на применение бортового оружия).

Этот вторичный информационный сигнал переводится в соответствующий вторичный радиосигнал, который излучается в пространство.

Полученный из пространства вторичный радиосигнал подвергается ряду преобразований в результате которых выделяется вторичный информационный сигнал.

Наконец. включается в действие исполнительный объект (им может быть, в частности, система рулевого управления или система пуска бортовых ракет).

В итоге по результатам действия исполнительного объекта происходит изменение внешней ситуации (самолет ложится на правильный курс или вражеский объект оказывается уничтоженным).

Так осуществляется ситуационное управление с помощью информационного комплекса. При этом задачами, выполняемыми конкретно радиосистемой связи, оказываются следующие:

- преобразование первичного информационного сигнала в первичный радиосигнал;

- излучение первичного радиосигнала в пространство;

- прием первичного радиосигнала из пространства;

- преобразование первичного радиосигнала в первичный информационный сигнал;

- преобразование вторичного информационного сигнала во вторичный радиосигнал;

- излучение вторичного радиосигнала в пространство;

- прием вторичного радиосигнала из пространства;

- преобразование вторичного радиосигнала во вторичный информационный сигнал.

Легко видеть, что функции, выполняемые радиосистемой связи по пересылке первого информационного сигнала от формирователя этого сигнала к его получателю и по пересылке второго информационного сигнала от его формирователя к исполнительному объекту оказывается практически одинаковым и, следовательно, могут быть реализованы с помощью аналогичных узлов и устройств.

Иными словами, радиосистема связи структур6но может быть представлена в виде двух параллельных радиосистем передачи информации, работающих взаимно-встречных направлениях.

Что касается основного классификационного признака, согласно которому происходит разделение авиационных радиосистем связи, то таким признаком является дальность действия указанных радиосистем. В соответствии с этим признаком все отмеченные радиосистемы делятся на радиосистемы ближней и радиосистемы дальней связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: